«Капитан Фантастик» (Captain Fantastic)
США, реж. Мэтт Росс, в ролях: Вигго Мортенсен, Джордж МакКэй, Шри Крукс, Саманта Ислер, Аннализ Бассо, Николас Хамильтон, Чарли Шотуэлл, Кэтрин Хан, Фрэнк Ланджелла.
«Капитан Фантастик» — тот редчайший, кажется, случай, когда спойлеры начинаются уже со второй минуты действия.
Понятно, что многие (если не все) привыкли хоть что-то знать о сюжете той картины, что собираются посмотреть. Знать не только имена актёров и перечень уже полученных фильмом призов, но и то, о чём, собственно говоря, кино — хотя бы в общих чертах. Кому-то хватает синопсиса, прочие смотрят трейлер — и это, разумеется, в порядке вещей.
Но уверяю: в этот раз следует позволить большому экрану себя удивить.
Можно знать, что в главной роли здесь Вигго Мортенсен, в небольшой — Фрэнк Ланджелла. Можно знать, что фильм получил вторую по значимости награду второго по значимости каннского конкурса — приз за режиссуру «Особого взгляда». Но вот если вообще ничего не знать непосредственно о сюжете, то удивление будет сильнее, а очарование — ярче.
В идеале знать тут следует только одно: смотреть — обязательно. Это фантастический фильм, просто фантастический.
Так что весь остальной текст — уже для тех, кто оказался не склонен верить вышесказанному.
Где-то в глубине дремучего леса мирно бродит одинокий олень. Вдруг мы различаем в зелёной листве заляпанные грязью человеческие лица. Рывок, удар, олень убит, люди радуются — но стоп, почему эти «дикари» в одежде?.. Разве это не история из глубины веков о жизни какого-то лесного племени?..
И да, и нет: это «племя» — лесное, но не дикое. Просто некогда одна влюблённая пара решила построить свой собственный рай из Платонова «Государства» — не идя на поводу у современного закостеневшего общества, а создавая свои собственные правила жизни, свои собственные законы бытия. Которые в первую очередь касались вопроса воспитания и образования детей.
Этих детей — шестеро, и у каждого — уникальное имя. Бодеван — старший, ему уже восемнадцать, это он убил только что оленя, пройдя посвящение во взрослую жизнь. Веспер и Кейлер — девушки-близняшки. Реллиану — двенадцать, и он бунтарь по природе. Зая и Наи — совсем ещё крохи, однако младшенькая девочка — необычайно умненькая: ей всего восемь, а она не только наизусть знает «Билль о правах», но и может объяснить, в чём там дело. «Мы — единственные во всём мире», — говорит Бо, и это сущая правда.
Днём у них тренировки по выживанию — с максимальным контактом, с максимальной отдачей: бег с препятствиями, рукопашная, скалолазание. Вечером — чтение у костра: «Братья Карамазовы» — обязательно, «Лолита» — вне программы. По прочитанному — непременно доклад, слово «интересно» к употреблению запрещено, так как «пустое». Они слушают Баха, особенно любя «Вариации Гольдберга», и сами охотно музицируют. Они выписывают научные журналы, знают несколько языков, включая китайский (отец вот только против эсперанто), и дружно отмечают День Ноама Хомского, отказываясь верить в какого-то святочного эльфа.
Результат: Бодевана взяли во все престижнейшие университеты — о чём он, впрочем, пока побаивается рассказать отцу, так как его отъезд может разрушить всю эту идиллию. Ведь раз «Мир устроен неправильно и несправедливо», то зачем же тогда выходить из леса?..
Но выйти им всё-таки придётся. Интригующее начало ведёт за собой не менее любопытное продолжение, где будет дано слово и противникам такого рода воспитания. У тех будет, по сути, один-единственный, но самый важный вопрос: готовы ли эти идеальные дети к встрече с той реальностью, что нас всех окружает?..
Трейлер фильма «Капитан Фантастик»
«Капитан Фантастик» очаровывает. Он даёт и пищу для размышлений, и повод для дискуссии, но прежде всего — покоряет тем кинематографическим волшебством, что пропитывает буквально каждый кадр этой поразительной картины. Этот фильм — и лёгкий, и светлый, и мудрый, и смешной. Он и учит, и развлекает разом, покоряя тех, кто в принципе готов покориться — перед настоящим Кино, перед Чудом, проецируемым из будки механика на белое полотно экрана.
Этот фильм — один на миллион. Ему наверняка непросто придётся сейчас в заточенном под некий «стандарт» прокате, зато годы с ним ничего не сделают: уж поверьте, эта лента Мэтта Росса — из разряда моментальной классики. Рано или поздно её всенепременно включат в многочисленные списки «Тысячи фильмов, которые обязательно следует посмотреть»; у вас же есть шанс её увидеть прямо сегодня.