«Двуличный любовник» (L'amant double)
Франция, реж. Франсуа Озон, в ролях: Марина Вакт, Жереми Ренье, Жаклин Биссе, Мирьям Буаэ, Доминик Реймон.
Хлое 25 лет, она была фотомоделью, а позднее устраивается смотрительницей музея современного искусства. Её всю жизнь беспокоит живот, но гинеколог, не найдя там никаких заболеваний, со словами «Живот — это второй мозг» отправляет девушку к психиатру. «Рядом с вами я чувствую, что существую», — вскоре признаётся она Полю, между ними — уже вне врачебных приёмов — завязываются отношения, как вдруг Хлоя начинает подозревать, что любимый от неё что-то скрывает. Вернее, кого-то — брата-близнеца Луи, у которого тоже есть своя практика…
Трейлер фильма «Двуличный любовник»
15 ноября Франсуа Озону исполнится — не поверите — уже пятьдесят лет; а на него по-прежнему, как и на рубеже веков, зачастую смотрят как на талантливого, но неоперившегося юнца, подающего надежды, но всё ещё действующего методом проб и ошибок.
Между тем он давно уже — переломным в этом отношении можно считать его филигранный шедевр «В доме» — заслуженно претендует на то, чтобы называться не «вундеркиндом», а мэтром. И «Двуличный любовник» это подтверждает как никакая другая его прежняя картина.
Этот фильм — наглядный пример того, насколько вырасти может с годами художник.
Кадр из фильма «Двуличный любовник»
Озон «раздражает», конечно, своим трудолюбием. Пожалуй, из всех режиссёров, что претендуют на звание не ремесленников, а Авторов, только двое на всём свете — Вуди Аллен и он — стабильно выпускают по картине в год (разве что в Азии есть такие, как Такаси Миике, но там принципы работы в кино немножко другие). У Озона бывали, правда, «пробелы», но семнадцать полнометражных картин за двадцать лет — это результат, достойный уважения.
За эти годы Франсуа Озон успел побывать и самым модным режиссёром, и самым надоевшим. Он и смешил, и занудствовал. Был и провокатором, и консерватором. Играл с жанрами, менял регистры, пробовал на себе разные эпохи. Старался быть не похожим на самого себя.
Возможно, именно эта его лёгкость сохранила за ним репутацию вечного мальчишки: кто ещё может позволить такой сюжетный и стилистический разброс, как не молодой режиссёр, ищущий себя в мире искусства?..
Вобрав многие всегда интересовавшие Озона темы, «Двуличный любовник» даже в большей степени, нежели прошлогодний «Франц», должен стать теперь своеобразным водоразделом, что отграничит былое его кино от будущих произведений. Это, безусловно, этапная работа, одна из величайших в фильмографии мастера.
Кадр из фильма «Двуличный любовник»
Тема двойственности, двойной личины — постоянная у Озона; куда ни ткни — везде есть этот сюжет, когда одно лицо подменяет собой другое и на наших глазах свершается перемена участи. Перемежая реальность с грёзами, сладкие сны с кошмарами, детектив с комедией, а психологическую драму с триллером, Озон в этот раз идёт много дальше прежнего — и «забывает» дать нам обязательные, казалось бы, ответы (но многие из них изначально «плавают» незамеченными на поверхности).
Виртуозно стирая границу между объектом наблюдения и его отражением в зеркале (а ещё лучше — в целой череде следующих друг за другом зеркал), режиссёр уводит зрителя в бесконечный лабиринт догадок и трактовок, где и оставляет — не заботясь более о расшифровке послания.
Это только кажется, что кино, как и психология, способно что-то объяснить в человеческой голове. Есть загадки, которым лучше оставаться непостижимыми; возможно, это подтолкнёт некоторых к тому, чтобы пересмотреть картину, хотя сделать это, подозреваю, будет непросто: в поддавки здесь Франсуа Озон более не играет.
Кадр из фильма «Двуличный любовник»
Воплощая на экране историю с «зеркальными близнецами» (и даже титры делая двойными!), режиссёр не просто заставляет нас весь фильм гадать, не является ли спойлером уже само название, но чисто визуально каждым кадром подчёркивает основную идею.
К Полю героиня поднимается по туго стянутой спирали винтовой лестницы, кабинет Луи расположен в полой башне с коридором по кругу. У одного в приёмной — живой цветок, у другого — искусственный. В первом случае окно — сбоку, во втором — позади врача. У них принципиально разные методы лечения, и характеры их диаметрально противоположны: милый тюфяк — жёсткий самец. Но Поль не любит кота Хлои, а у Луи есть свой; вот и выбери тут (при этом обоих играет Жереми Ренье, необыкновенно возмужавший в этом фильме в профессиональном плане).
Лишь разбив в финале зеркало, от этого морока можно освободиться. Хотя и это не точно.
Кадр из фильма «Двуличный любовник»
При этом Озон не был бы Озоном, если бы не оставался чуть ли не в каждой своей картине провокатором — в том числе и в плане сексуальной раскрепощённости. Огорошив зрителя уже самым первым крупным планом, он постепенно выдаёт несколько сцен, которые по скандальности вполне могут посоревноваться с классическими образцами.
Но, в отличие от иных своих лент, Озон уже не заостряет на сексе исключительного внимания — и использует тело Марины Вакт совсем не так, как в их предыдущей совместной работе «Молода и прекрасна». В этот раз его в большей степени волнует то, что внутри у этой девушки, и актриса (также сильно выросшая как творческая личность) с поставленной перед ней задачей превосходно справляется, обнажая не только грудь, но и душу.
Так что это не столько эротический, сколько всё же психологический триллер — хотя и с по-своему незабываемыми моментами.
Кадр из фильма «Двуличный любовник»
«Двуличный любовник» — не просто отличный подарок Франсуа Озона самому себе к значимому юбилею. Это ещё и просто отличный фильм из числа тех, что составляют потом славу кинематографа. Хочется надеяться, это заметят и французские киноакадемики: за всю свою карьеру Озон уже тринадцать раз несчастливо номинировался на тамошнего «Сезара» — и пора ему уже уйти с церемонии награждения не с пустыми руками, а с заслуженным призом.