Кино

Кино: запоздавшая "Прогулка" будет интересна не более 20 минут

0 933

«Прогулка» (The Walk)

США, реж. Роберт Земекис, в ролях: Джозеф Гордон-Левитт, Шарлотта Ле Бон, Бен Кингсли, Клеман Сибони, Сезар Домбой, Стив Валентайн, Джеймс Бэдж Дэйл.

Сайт фильма

В 1973-м году Филипп Пети развлекал народ на улицах Парижа жонглированием, пантомимой да хождением по канату. Но вот однажды он увидел в журнале рисунок двух нью-йоркских, ещё недостроенных башен — и загорелся идеей натянуть свой трос между ними. «Это будет бомба», — его уверенность завлекла в отчаянное приключение ещё нескольких друзей-авантюристов.

Трейлер фильма «Прогулка»

Первый вопрос, которого не избежать в разговоре о «Прогулке»: зачем она вообще нужна, если об этой — реальной! — истории уже снят отличный документальный фильм «Человек на канате» («Канатоходец»), получивший шесть лет назад безусловно заслуженную премию «Оскар»? Что прибавляет она к уже сказанному — и не является ли посредственным ремейком блистательного оригинала?..

У создателей игровой картины есть единственная «отмазка»: в «Прогулке» показано всё то же самое, что и в документальной картине — плюс сама прогулка по канату, воссоздать которую документалисты и не пытались, не ставя это себе в задачу. И тут действительно налицо разница: одно дело — наблюдать со стороны за историческими свидетельствами, и совсем другое — словно бы самому выйти на трос, что позволяют сделать современные технологии. Да и просто подняться на открытую крышу подобного небоскрёба — и то уже страшно, голова начинает кружиться. Эффект присутствия полный: если не под тобой самим, то под героем — бездонная бездна, одно неверное движение — и… Даже зная, что хэппи-энд неизбежен — всё равно мурашки по коже.

1 Кадр из фильма «Прогулка»

Проблема фильма Земекиса только в том, что самое интересное в нём занимает где-то минут двадцать, одну шестую часть всего повествования. И вот если бы крутить этот фрагмент отдельно, в качестве популярного сейчас 3D-аттракциона — толку было бы больше. Потому что перед тем, как добраться до главного, режиссёр подробно и скучно рассказывает о том, с чего, собственно, всё началось. О цирке, где герой впервые побывал восьми лет от роду; о пяти верёвках, с которых он начинал свои упражнения; об уходе из дома под отцовский выкрик «Морковки сварены» (фраза, которая потом не раз будет повторена в картине, удостоившись даже отдельного лингвистического разбора). Всё это не требует поражающих воображение спецэффектов и сплошь сопровождается многословным монологом героя — что было оправдано в документальной ленте (где в кадре был сам Филипп Пети), но удручающе выглядит в игровом кино.

Увы, известный сказочник откровенно теряется там, где нет места фокусу, — и это, в принципе, стало понятно уже довольно давно, просто не всеми признавалось под давлением былых великих творений мастера. Если честно: когда вы в последний раз видели по-настоящему хороший (и новый) фильм, поставленный Робертом Земекисом?.. Я — лет десять назад, а если считать «Полярный экспресс» мультфильмом, то тогда и все двадцать. «Прогулка» ничего в этом плане, к сожалению, не исправила: чудеса остались далеко в прошлом.

2 Пресс-конференция с участием режиссёра Роберта Земекиса (в центре) и актёра Джозефа Гордона-Левитта; ведущий — Михаил Шац © WDSSPR

Но оставим грустное в стороне, обратившись в то прошлое, что ещё не покрылось вековой пылью. 8-го октября прославленный режиссёр вместе с популярным актёром Джозефом Гордоном-Левиттом посетили российскую столицу, чтобы встретиться с журналистами и представить свою работу местным знаменитостям. «Извините, я не говорю по-русски», — вместо вступительного слова сказал по-русски исполнитель роли Филиппа Пети.

Естественно, легендарный канатоходец, некогда самолично совершивший «прогулку» между башнями-близнецами, произвёл на создателей фильма неизгладимое впечатление. «Мы провели с ним вместе много времени и почувствовали, что хорошо понимаем друг друга, — говорит Роберт Земекис. — Мне нравится в нём то, что он очень страстно и неравнодушно относится к своему делу. В этом смысле мы с ним похожи».

3 Актёр Джозеф Гордон-Левитт © WDSSPR

Гордон-Левитт добавляет:

Больше всего в глаза бросается его оптимизм. Оптимизм — один из компонентов его успеха. Он никогда не сомневается в себе. Филипп научил меня ходить по канату, показав, что это не столько физическое упражнение, сколько упражнение для ума: если ты будешь думать о том, что можешь упасть, скорее всего, ты и правда упадёшь. Это, кстати, отчасти похоже и на работу актёра перед кинокамерой: нужно очистить свой разум ото всех сомнений, перестать думать о людях вокруг, полностью сконцентрироваться на задаче. Снимая фильм, ты точно также словно идёшь по канату, и главное здесь — сосредоточиться.

Циркачи, к слову, большие друзья Джозефа — что не удивительно, если учесть, что по складу своей натуры он и сам первосортный циркач (что и сделало его идеальным кандидатом на эту роль). В ходе пресс-конференции актёр признаётся в своей любви к великому Славе Полунину, на выступление которого он специально приезжал в Москву порядка десяти лет назад: «Это один из моих любимейших артистов во всём мире. Его творчество неизменно меня вдохновляет!»

4 Режиссёр Роберт Земекис © WDSSPR

К слову, в ходе общения с прессой прозвучало и слово «экстремал» — что заставило вспомнить, что общество и сейчас смотрит на подобных Филиппу Пети любителей пощекотать себе и другим нервы без единодушного одобрения. Если в фильме полицейские кричат балансирующему на тросе герою: «Вы нарушаете около сотни городских постановлений», — то сейчас в такой несанкционированной выходке вполне могли бы усмотреть и криминал. Земекис, впрочем, с подобной постановкой вопроса не согласен:

Мы не смотрим на это с такой точки зрения. Основная наша идея — это история о художниках, которые отрицают властный контроль над личностью и делают своё дело отнюдь не ради денег. Прогулка Пети вдохновила очень многих людей, и наша «Прогулка» — гимн увлечённым художникам, в некотором смысле анархистам, творящим, дабы выразить свою индивидуальность. Хотя ведь любой человек хочет выразить себя в своей работе, наверное. 5 Актёр Джозеф Гордон-Левитт и режиссёр Роберт Земекис на фотоколле в Москве © WDSSPR

Однако сам Гордон-Левитт повторять вслед за Пети не готов: «Я никогда не рисковал своей жизнью, и в этом смысле мне повезло». Его актёрский подвиг в другом: играть в фильмах, которые, быть может, вдохновят кого-то точно так же, как когда-то вдохновляло его самого то кино, что сегодня уже стало классикой.

Мои любимые актёры — например, Дэниэл Дэй-Льюис, Мэрил Стрип, Гари Олдман — живут и работают словно хамелеоны, потому что способны раствориться в любой роли, даже не побоявшись радикальных перемен в своей внешности.

Неважно при этом, студийный ли снимается блокбастер или это независимое производство, главное — чтобы идея картины тебя звала и манила, обещая потом сильную зрительскую отдачу.

6 Режиссёр Роберт Земекис © WDSSPR

Подобных «отдач» в творческой судьбе режиссёра Земекиса было, как мы помним, немало. И по меньшей мере две его картины всегда на слуху, даже несмотря на бегущие годы. По поводу «Назад в будущее» (мало того, что первой части в этом году исполнилось тридцать лет, так еще и то самое будущее уже наступило) Земекис высказался коротко: мол, тогда они и впрямь «здорово всё предсказали». От прогноза же на новые десятилетия мэтр отказался: «Всё так, как должно быть». И уж точно Земекис не стал играть в игру «"Форрест Гамп» — самый любимый из снятых мною фильмов":

Фильмы — как дети, я не могу выбрать одного. Я никогда не расставлял их по списку в порядке убывания.

Ну и правильно: потому что если судить объективно, то нижняя часть такого вот «хит-парада» — сплошная боль и отчаяние. Хотя «Прогулке» и повезло чуть больше, нежели остальным: она останется (пока что) всё-таки где-то в середине списка.

7 Актёр Джозеф Гордон-Левитт и режиссёр Роберт Земекис на фотоколле в Москве © Антон Тушин/Ridus.ru