В Москве в двух, кажется, кинотеатрах все-таки начали показывать фильм Дмитрия Астрахана «Деточки» - про детдомовскую группировку, по-своему разбирающуюся с педофилами, наркоторговцами, взяточниками и прочими врагами общества (разговор у них, как правило, короткий – нож по горлу или под ребра). Сам режиссер – наряду со своим постоянным соавтором Олегом Даниловым – называет это «сказкой», только какая же это сказка? Это самое что ни на есть настоящее наше пусть не сегодня, но точно завтра: еще немного – и праведный самосуд вполне может заменить у нас государственную судебную систему, доверие к которой продолжает, наверное, испытывать лишь тот, кто ни разу с ней не столкнулся.
При всей своей спорности, «Деточки» - наряду с недавно вышедшей картиной «За Маркса…» - пожалуй, самое острое за минувшие годы высказывание отечественных кинематографистов не на «общую» тему, а на вполне конкретную – про то, что "здесь" и "сейчас". Нетрудно заметить, что в нашем кино это большая редкость – у нас, как правило, предпочитают снимать либо о чем-то своем, глубоко личном, либо предельно обобщать, опасаясь актуальности, а то и вовсе уходить куда-нибудь в историю, подальше от «сегодня». Окинув беглым взглядом последние два десятилетия, Киноридус смог вспомнить лишь несколько российских лент, в которых говорилось бы о том, что по-настоящему волновало (и волнует до сих пор) наше с вами общество. И пусть представляемый список не совсем полный (в него, например, не вошли фильмы, составившие предыдущий, январский хит-парад «опасного кино»), упущено в нем совсем немногое – вы, при желании, сами сможете, повспоминав, заполнить пробелы.
«Небеса обетованные», реж. Эльдар Рязанов, 1991
Нечего смеяться: кто, кроме Рязанова, сделал еще темой своего фильма судьбы обездоленных, попросту – бомжей?.. Нет, были, конечно, какие-то ленты, некоторые даже так и назывались – «Бомж» (или «Бомжиха»), да кто их помнит? А «Небеса обетованные» - это настоящее кино. С судьбами и характерами. О том, как легко, на самом-то деле, оказаться на свалке. И о том, что даже в самых непростых обстоятельствах человек может оставаться Человеком – была бы к этому воля. Выйдя в октябре 1991-го, фильм стал закономерной эпитафией Советскому Союзу: эпоха закончилась, как и началась, – самым трагичным образом.
«Ты у меня одна», реж. Дмитрий Астрахан, 1993
Возможно, самая «приличная» картина Астрахана – и по зрительскому успеху, и по художественному качеству. Мелодраматическая в своей основе история – немолодой уже инженер неожиданно встречается с давней знакомой, любящей его с детства, - обрамлена неприкрашенным бытовым фоном. Боязнь сокращения, мечты об Америке (олицетворяющей мечты о счастливой жизни), убогая комнатушка, в которой исполнение супружеских обязанностей невозможно нигде, кроме ванной, - это и правда было тем, чем жила страна в начале «суровых» 90-х. Особенно ярко у авторов получился образ мужчины-проститутки – неожиданная, но точная и невероятно печальная карикатура на целую эпоху, пережить которую было суждено далеко не каждому.
«Курочка Ряба», реж. Андрей Кончаловский, 1994
Редкий в нашей стране фильм о деревне, которая вот вроде бы всех кормит, а сама голодает. Особо тяжелые времена были тогда, когда одна шестая часть суши разваливалась прямо на глазах, утопая в болоте бесперспективности. «Это раньше только коммунисты могли воровать, - убежден один из героев картины, да и не он один, - а сейчас можно всем. И я ворую, и называется это теперь демократия». Людям с таким подходом трудно, конечно, было смириться с зарождающимся фермерством: ну как так – работают и зарабатывают, это же непорядок!.. Кончаловскому, перед этим более десятка лет прожившему на чужбине, все эти будоражащие российский ум конфликты были видны особенно отчетливо – что и позволило ему вместе с Виктором Мережко придумать продолжение для своей легендарной «Истории Аси Клячиной».
«Москва», реж. Александр Зельдович, 2000
Если кому из юного поколения неизвестно уже, кто такие были «новые русские», «Москва» им с легкостью об этом напомнит. В отличие от некоторых других своих коллег, писатель Владимир Сорокин и режиссер Александр Зельдович не увидели в этом кратковременном, как оказалось, классе ничего забавного, а взглянули на него с чеховских позиций. Да, у этих людей есть лишние деньги, но есть и проблемы, мучения, душевные терзания; а порой, так даже и денег никаких нет, одна видимость. Символично, что одной из «декораций» для фильма послужил здесь фундамент будущих небоскребов «Москва-Сити», которые вознеслись вверх много позже экранной гибели этих задолжавших неведомым силам героев.
«Бумер», реж. Пётр Буслов, 2003
Бандитская тема в невероятной степени любима нашим народом. Любима в большей степени, конечно, на ТВ, но и кино обращается к ней довольно-таки часто – а что делать, окупаться-то надо. Выехавший десять лет назад на родные просторы «Бумер» наиболее удачно показал, что и криминальный элемент имеет, скажем так, человеческие лица, что и у него есть своя простая (и причем довольно-таки грустная) правда. Далеко не идеальная по многим параметрам картина зафиксировала, тем не менее, важный исторический момент, а популярность сочиненной Сергеем Шнуровым мелодии лишний раз подтвердила: с Котом, Ошпаренным, Киллой и Рамой ассоциирует себя добрая треть мужского населения страны.
«Мой сводный брат Франкенштейн», реж. Валерий Тодоровский, 2004
Про войну, в том числе и Чеченскую, у нас снимают часто – таких «боевых» картин на отдельный хит-парад наберется. Последствия волновали киношников куда меньше – то есть волновали, но меньше. «Франкенштейн» - фильм о том, что бывает после войны; так прозвали вернувшегося оттуда без глаза солдата. Начинаясь, едва ли не как комедия на «семейную» тему, лента постепенно сворачивает на «ужас-ужас». Перевернутое сознание прошедшего через страшную мясорубку ветерана находит опасность даже в мирной жизни – потому что таковой для него уже попросту не существует. И вдруг выясняется, что «благодарная» Родина отнюдь не готова заключить своего верного сына в теплые и все понимающие объятья.
«Итальянец», Андрей Кравчук, 2004
Даже интересно, почему это сегодня, когда тема «Защитим наших детей» муссируется с завидным постоянством, практически не вспоминают про эту вот ленту – повествующую о детдомовце, отказывающемся от перспектив быть усыновленным итальянской семьей ради поисков родной матери. Легко говорить «Не отдадим!», не вникая в суть вопроса, максимально далеко отстоя от ближайшего детского дома. А вот вы только вглядитесь в эту жизнь, на которую обречены малолетние воспитанники данных учреждений, загляните в их глаза (пусть некоторых ребят и сыграли юные артисты) – и попробуйте и дальше утверждать, что «все у нас хорошо». Пусть прошли уже годы, но как-то не верится, что там с тех пор всерьез что-то переменилось. И хотя фильм венчается вполне даже радостным хэппи-эндом, отчетливо понимаешь, что вот это – как раз точка сказочная, правдой же было все остальное.
«12», реж. Никита Михалков, 2007
Никиту Михалкова в последние годы традиционно принято поливать в «приличном обществе» грязью, однако не было в нулевые другой такой картины, которая отчетливо бы проговорила все самые больные темы, до сих пор, кстати, лежащие на повестке дня. Многие «привязались» к тому, что Михалков сделал якобы ремейк «12 разгневанных мужчин», не увидев самого важного: в отличие от оригинала, здесь каждый присяжный наделен своею судьбою и своею историей. Сколько героев – столько и проблем, и в них словно бы отражается вся Россия – с пьянством и национализмом, с мелочностью и равнодушием, с коррупцией и безалаберностью; но одновременно со всем этим – с большою душой и неистребимой тягой к справедливости.
«Все умрут, а я останусь», реж. Валерия Гай Германика, 2008
Фильм, из которого выросла впоследствии вот уж действительно нашумевшая «Школа» (сам фильм вырос, кстати, из полудокументальной короткометражки «Девочки» - то есть, это тема, которую Германика и правда хорошо знает). В отличие от показанной Первым каналом «Школы» никакого скандала не наделал – потому как на момент премьеры элементарно был широкой общественностью не замечен. Зная наши прокатные реалии, удивляться, конечно, нечему, но все равно странно: мало где еще актрисы выглядят так же, как и настоящие старшеклассницы, а история не сильно далеко убегает от окружающей нас реальности. Серьезный урок всем родителям, которые наивно почему-то полагают, что дискотека – вовсе не самое главное в жизни.
«Духless», реж. Роман Прыгунов, 2012
При всем противоречивом отношении к данной картине нельзя не признать, что она во многом наследует упомянутой выше «Москве», как и выстроенный деловой центр наследует также упомянутому фундаменту. «Новые русские» постепенно переросли в генеральных директоров и топ-менеджеров, а чеховские барышни перешли, конечно же, в оппозицию – находя в ней свои несомненные прелести. Финал, впрочем, по-прежнему горький: история еще не закончилась, а предчувствие уже налицо. «Если тараканы в голове, - как здесь говорится, - дезинфекция не поможет».
См. также:
«Опасное кино: детям до 16 лет»
«Охота на разврат: кино, которое не получилось запретить»