11-й фестиваль отечественного кино «Московская премьера» обнародовал часть своей программы, в которую вошли и политическая сатира, и мирового качества экшен, и спортивная мелодрама о самбистах. О своих новых фильмах рассказали сценарист Александр Адабашьян, режиссёр Георгий Шенгелия, актёр Александр Песков, актрисы Дарья и Екатерина Носик и другие представители отечественного кинематографа, чьи новые работы можно будет увидеть в столице с 30 августа по 8 сентября. Всех своих карт фестиваль пока раскрывать не стал – и подробности о том, какие фильмы вошли в его традиционную конкурсную подборку «Великолепная семерка «МК», мы узнаем чуть позже. На этот раз основное внимание было уделено программам «Кино для всей семьи», «Семь дебютов» и «Арт-линия».
На состоявшемся в [цурцум]кафе пресс-пати фильм Анны Чернаковой «Собачий рай» представили сценарист Александр Адабашьян и оператор Владимир Климов. Это рассказ о детях 1953 года, делающих всё, чтобы помочь любимой собаке. При этом сам Адабашьян сравнивает получившуюся историю с этажеркой, где на одном уровне - история детей, на другом – история семьи, на третьем - история целой страны. «Мои внуки, - приводит он простой пример, - если через каких-то 15-20-30 лет напомнить им об этом лете, не вспомнят ни одного дождя, ни жуткой жары, а будут вспоминать, что всё время светило солнце, трава была зелёной, небо было голубое, все были добрые. Вот с этой аберрацией зрения, которая существует практически у всех, мы на эту историю и смотрели. Хотя происходят там вещи отнюдь не самые благостные». О «слоённом ощущении детства» говорит и оператор фильма, в поисках нужной атмосферы усердно проштудировавший советскую живопись 30-50-х годов. По его словам, картина получилась «вроде бы детская» - с сюжетом, «который потенциально должен быть интересен детям». Однако о перспективах проката даже страшно спрашивать; но тем и полезна «Московская премьера», что позволяет увидеть многие фильмы, которые иначе потом найти на экранах будет довольно-таки сложно.
Другой участник программы «Кино для всей семьи» - «Чистая победа» Георгия Шенгелии, спортивная мелодрама о самбистах, о их взлётах и, так сказать, падениях. По словам режиссёра, изначальный расчёт был на аудиторию подросткового возраста – от 12 лет и старше. Но состоявшиеся уже предварительные показы свидетельствуют о том, что фильм нравится как мужчинам, так и женщинам всех возрастов, которые во время сеанса искренне переживают за всех героев. «Картина простая, - добавляет Шенгелия, - ничего в ней сложного нет, она ясная, чёткая и понятная». Александр Песков, сыгравший антипода главного героя, говорит в свою очередь, что «это картина, которая даст людям понимание того, что есть хорошо, а что плохо». И с огорчением отмечает: «Государство мало обращает внимание (кроме Олимпиады) на то, чтобы строились какие-то спортивные площадки, где бесплатно бы занимались подростки, как мы в своё время, в советское, занимались тем, чем хотели – музыкой, спортом и так далее». Кто знает, быть может фильм, если его увидят ответственные лица, поможет как-то что-то решить в этом всегда актуальном вопросе.
Разумеется, эти две ленты – лишь малая часть детской программы фестиваля, в которой также будут представлены и новые мультики, и фильмы для самых маленьких.
Новая конкурсная программа «Московской премьеры» называется «Семь дебютов» и собрала, как легко догадаться, дебютные работы молодых режиссёров. Причём как совсем новые («Десятка» Владимира Козлова, «Полёт» Арсения Гончукова, «Я – зал» Анны Евтушенко), так и уже «засветившиеся»: фильм «Отдать концы» Таисии Игуменцевой уже был показан в Каннах и на «Кинотавре», «Репетиции» Оксаны Карас входили в российскую программу ММКФ, «Скольжение» Антона Розенберга участвовало там же в основном конкурсе, а мелодрама Сони Карпуниной «Всё просто» и вовсе уже выходила в прокат (где, впрочем, осталась совершенно незамеченной).
Пришедшая на пресс-пати Оксана Карас жанр своего фильма «Репетиции» определила как «трагикомедия или драма-запятая-комедия»: «Эта картина о любви, о малодушии, о неумении слышать своё сердце, о неспособности принимать правильное решение. По большому счёту она адресована очень широкому зрителю, наверное, всем тем людям, которые когда-либо вступали в отношения или находятся в них сейчас. То есть, от 20 до 40 и старше, поскольку все мы так или иначе тупим, не можем принять решение, мы боимся жить сегодняшним днём». Историю любовного треугольника в атмосфере театра разыгрывают Александра Виноградова, Никита Ефремов и Игорь Яцко.
Динамичный триллер про «оборотней в погонах» «Скольжение» представил продюсер Алексей Розенберг (по совместительству дядя режиссёра). Он воспользовался уже прозвучавшим сравнением с «этажеркой» и также отметил, что в их фильме сосуществует несколько слоёв: боевик, «экшен супермирового качества», соответствующий современному киноязыку, и сильный социальный подтекст. «Мы хотим сказать в этой картине об очень сложной ситуации, которая является, на наш взгляд, слепком нашего времени. И нам любопытно, получилось у нас это или не получилось. Потому что мы это маскировали, мы развешивали вешки как маяки и знаки для того, чтобы внимательный зритель прочитал всё это и воспринял заложенную нами историю».
Примечательно, что обе эти картины сняты не на государственные деньги, а потому очень нуждаются в полноценном широком прокате – надо же отбить вложенные средства! Причём будущая судьба «Скольжения» может в какой-то мере быть предопределена выходящим в эти дни на экраны «Майором»: картины весьма близки и по духу, и по истории, и по манере съёмки. И если повезёт одному фильму, то может потом повезти и другому.
Традиционная программа «неформатного кино» «Арт-линия» включила в себя модернистскую драму Сергея Тарамаева «Зимний путь», экологическую мелодраму Александры Стреляной «Море», абсурдистскую трагикомедию Константина Мурзенко «Тяжёлый случай», притчи Бахтияра Худойназарова «В ожидании моря» и Марии Саакян «Это не я», а также нашумевшую уже документальную «Трубу» Виталия Манского, отмеченную престижными призами на «Кинотавре» и в Карловых Варах. Седьмой фильм - «Больше – меньше» Дениса Банникова, фантасмагория, сочетающая беспокойства по поводу размера груди с политической актуальностью и вообще с «ретроспективой всей нашей жизни». Представившая картину актриса Елена Соловьёва призналась, что лента, выросшая из театрального спектакля, весьма необычна и наполнена довольно своеобразными высказываниями режиссёра. «Мнения о фильме очень полярные - от диких восторгов до серьёзной критики», - сказала она, пригласив всех оценить эту работу самостоятельно. И добавив, что «жанр фильма определён автором как политическая сатира, трагифарс, гротеск и лирический памфлет». «Это попытка независимого во всех смыслах кинематографа», - отметил, в свою очередь, продюсер и художественный руководитель фестиваля Вячеслав Шмыров.
Как водится, в рамках «Арт-линии» покажут и новые анимационные и короткометражные ленты. Например, «Холивар» - второй режиссёрский опыт актрис Дарьи и Екатерины Носик, ранее уже участвовавший в короткометражном конкурсе «Кинотавра». По их словам, мысль их картины очень проста: «Всегда надо оставаться людьми, какие бы события в жизни не происходили и на каком бы перепутье ты не стоял». Надо думать, этому же посвящены и все прочие фильмы, которых мы ещё не видели, но которые обязательно посмотрим в рамках «Московской премьеры».
Все подробности о фестивале, информационным партнёром которого является агентство «Ридус», можно найти на официальном сайте.