Кино

Кинофестиваль актуального кино откроется премьерой Александра Сокурова

0 1180

В России объявлен Год кино, и первым его значимым событием станет девятый по счёту фестиваль с двуязычным названием «2morrow/Завтра», программа которого всегда была направлена на поиск перспектив в современном киноискусстве. Завтра, как известно, создаётся сегодня; фильмы, российские премьеры которых состоятся в ближайшие шесть дней, — тому подтверждение.

Отечественный участник конкурсной программы — «Птичка» Владимира Бека, мировая премьера которой прошла осенью на кинофестивале в Риме. Фильм рассказывает о первой любви, зарождающейся в летнем лагере, — неужто нас ждут новые «Сто дней после детства»?..

Кадр из фильма «Птичка»

Всего же в конкурсе — восемь картин; все они также уже были показаны на крупных международных кинофестивалях, некоторые — стали их лауреатами.

— «Те, кто падает, могут летать» Петера Бруннера (Австрия) — обладатель Специального приза Карловых Вар.

— «Эволюция» Люсиль Хадзихалилович (Франция — Бельгия — Испания) — лауреат Сан-Себастьяна.

— «Шевалье» Афины Рахель Цангари (Греция) — победитель Лондонского фестиваля и конкурсант Локарно.

— «Неоновый бык» Гэбриела Маскаро (Бразилия — Уругвай — Нидерланды) отмечен призом венецианских «Горизонтов» и Особым упоминанием в Торонто.

— «Песни, которым меня научили братья» Хлои Чжао (США) — участник «Сандэнса» и номинант на каннскую «Золотую камеру».

— «Погода в закрытых пространствах» Изабеллы Штевер (Германия) успела побывать в Цюрихе и Пусане.

А о показанном в Берлине фильме Ивана Остроховского «Коза» (Словакия) «Киноридус» уже писал — в прошлогоднем репортаже с ивановского фестиваля «Зеркало».

Кадр из фильма «Погода в закрытых пространствах»

Примечательно, что дебютные ленты участников конкурса — и это, кажется, ноу-хау фестиваля «Завтра» — составят секцию «Флешбэк», благодаря которой зрители смогут сильнее прочувствовать то влияние, которое оказывает на будущее не только сегодняшний день, но и вчерашний. Режиссёры Петер Бруннер и Изабелла Штевер кроме того проведут в Москве свои мастер-классы.

Кадр из фильма «После полудня»

Вторая программа фестиваля традиционно заимствует англоязычную часть его названия. Только на этот раз «Tomorrow» не просто дублирует конкурс (как казалось в предыдущие годы), а имеет собственную концепцию — и довольно любопытную. Как сообщают организаторы, нынче подборка будет «посвящена границам, пролегающим между кино и другими видами искусств, а также между жанрами. На кромке этих границ появляется пространство для важного диалога, где голос каждого из искусств звучит убедительно и не перекрикивает другой». Подобранные пары: кино и живопись; кино и скульптура; кино и перформанс; кино и танец; кино и виртуальная визуальная культура; документальное кино и сказка. Чтобы помочь зрителям чётче выявить взаимосвязи, каждый показ будет предварять небольшая лекция.

О паре картин, вошедших в эту программу, мы также уже рассказывали: картина «Арми жива!» Йорна Доннера (Финляндия), элегантно сочленяющая кино с театром, участвовала в конкурсе ММКФ, а российский эксперимент Евгения Коряковского «Читай, читай» (кино + литература и поэзия) — в уже упомянутом конкурсе «Зеркала». Среди прочих необходимо выделить новую работу тайского провокатора Цая Минляна «После полудня», лучший дебют Каннского кинофестиваля «Земля и тень» Сесара Аугусто Асеведо (Колумбия — Франция — Нидерланды — Чили — Бразилия), победителя Роттердама — «Видеофилия (и другие вирусные синдромы)» Хуана Даниэля Ф.Молеро (Перу) и размышления «О футболе» Серджо Оксмана (Бразилия), впервые показанные в основном конкурсе Локарно.

Кадр из фильма «Мы пришли с миром»

Двуязычно и название другой внеконкурсной программы, обещающей стать тематическим центром фестиваля: «Je suis un Autre» — «Я есть другой». Другой, по словам отборщиков, — носитель «иной социальной, национальной, телесной и экзистенциальной идентичностей»:

Все мы создаём и осознаём свою личность, отождествляя себя с Другим, разделяя его взгляды и ценности, или противопоставляя себя Другому, отрицая его правила, образ жизни и облик. Но в обоих случаях Другой является частью нас самих, как является он и частью любого, даже самого консервативного общества.

Главная премьера здесь — скандальный обладатель венецианского «Золотого льва», за заголовком которого отныне закреплён русский перевод «Издалека» (Венесуэла — Мексика, реж. Лоренцо Вигас). Следующие в списке обязательного просмотра: «Браво!» Раду Жуде (Румыния — Болгария — Чехия) — режиссёрский «Серебряный медведь» Берлина, «Белые рыцари» Жоакима Лафосса (Бельгия — Франция) — режиссёрская «Раковина» Сан-Себастьяна, «Мы пришли с миром» Хуберта Саупера (Франция — Австрия) — Специальный приз жюри «Сандэнса», «Последнее лето» Леонардо Гуерры Сараньоли (Италия) — лучший дебют Рима.

Кадр из фильма «Клан»

«Гала-показы», в рамках которых фестивали обычно устраивают премьеры картин, рассчитанных на максимальное зрительское приятие, также состоят из авторских хитов экстра-класса. За «Клан» (Аргентина — Испания) Пабло Траперо был назван лучшим режиссёром Венецианского конкурса, «Горы могут уйти» Цзя Чжанкэ (Китай — Франция — Япония) участвовали в основном каннском конкурсе, а «Сокровище» Корнелиу Порумбою — в «Основном взгляде». Французский «Асфальт» Самюэля Беншетри и итало-французский «Больший всплеск» Луки Гуаданьино привлекают внимание знакомыми именами и лицами: Изабель Юппер, Майкл Питт, Валерия Бруни-Тедески — в первом случае, Тильда Суинтон, Дакота Джонсон, Маттиас Шонартс и Рэйф Файнс — во втором.

Главным же показом этой программы откроется и сам фестиваль: российский зритель впервые сможет увидеть нашумевшую «Франкофонию» Александра Сокурова (Франция — Германия), картину, автор которой размышляет «об искусстве как атрибуте власти и истории» и задаётся вопросом, какую цену разумно заплатить, чтобы спасти от разрушения человеческую культуру.

Кадр из фильма «Франкофония»

Российское участие в фестивальной программе упрочат ретроспектива «Маяковское кино», собравшая фильмы, «так или иначе соотносящиеся с фигурой и творчеством Владимира Маяковского», и «Офсайд», в рамках которого будут представлены новые ленты независимых авторов из отечественной глубинки: «Неразгаданная любовь» Михаила Лукачевского (Якутия), «Кожа» Владимира Козлова (Тольятти — Самара) и «Хозяева» Сергея Дятлова (Сибирь)

Площадкой фестиваля «2morrow/Завтра» станет Музей Москвы на «Парке культуры», последним днём показов назначено 31-е января.

Читайте также:

Обзор предыдущего, восьмого кинофестиваля «2morrow/Завтра»: «Завтра будет хуже, чем вчера»