Российские кинологи прокомментировали «Ридусу» новую инициативу Генеральной прокуратуры РФ — создать список критериев, по которым можно было бы установить «немотивированную агрессию» бездомных собак.
Кинолог Евгений Цигельницкий раскритиковал саму идею создать список «критериев немотивированной агрессии» у животных, по которым их не будут выпускать в естественную среду обитания — по его словам, этология не признает понятия «немотивированная агрессия».
«У животных есть только один вид агрессии — инструментальная. Предварительное тестирование животных перед выпусканием не имеет никакого смысла, потому что одно животное вам на тесте покажет один результат, а когда они соберутся в стаю — результат будет другой», — сообщил в беседе с «Ридусом» эксперт.Коллега Цигельницкого Людмила Рытикова также отметила, что в условиях приюта для животных нереально определить, «убьет стая или не убьет семилетнего ребенка, возвращающегося вечером из школы искусств»:
«Вы за себя не сможете поручиться! Если меня — сытую, благополучную — выбросят на помойку, то я не смогу поручиться, что не стану агрессивной и не начну у прохожих сумки с едой отнимать».Кинолог сообщила «Ридусу», что в России фактически нет специалистов, которые могли бы квалифицированно определить критерии «немотивированной агрессии» для бродячих животных:
«Кинологи МВД готовят собак для определенных задач — поиска взрывчатки или наркотиков. Они не являются специалистами по поведению диких стайных псовых», — добавила Рытикова.По словам кинологов, с научной точки зрения методика ОСВВ (отлов-стерилизация-вакцинация-
«У собаки девять форм агрессии. На пять из них, которые чаще всего связаны с нападениями на людей — территориальную, охрану пищевых ресурсов, устранение препятствий и другие — кастрация никакого влияния не оказывает», — сказал Юрий Цигельницкий.Взамен кинологи предлагают вернуться к практике безвозвратного отлова. Людмила Рытикова напомнила «Ридусу», что именно эта система позволила решить проблему расплодившихся стай агрессивных бездомных псов, попробовавших человечины, после Второй мировой войны.
«Они ликвидировали эти последствия, создав для бродячих животных безвозвратный отлов. Животные изымались с улиц, владельческих „потеряшек“ можно было забрать, диких животных, к сожалению, усыпляли. Сейчас на Западе появилась более гуманная система — животное содержится в отлове определенное количество времени, если не найден владелец, то оно либо усыпляется, либо направляется зоозащитникам, которые держат его в частном приюте до естественной смерти», — сказала кинолог.По словам Рытиковой, именно в вопросе, на чьи средства будет осуществляться содержание злых собак, и кроется корень проблемы.
«У нас зоозащитники не хотят работать с частными приютами, а хотят пожизненное содержание отловленных с улицы животных повесить на бюджет. <…> Соответственно, в этих решениях появляется огромная коррупционная составляющая».Юрий Цигельницкий также выступает за переход к практике безвозвратного отлова с усыплением непригодных для устройства собак, «который практикуется в 30 развитых странах мира».
7 февраля Генеральная прокуратура России предложила разработать критерии немотивированной агрессии бездомных собак, согласно которым после стерилизации их будет нельзя возвращать на улицы. так как их отсутствие «препятствует принятию оперативных мер в отношении особей, представляющих опасность для жизни и здоровья граждан».