Кино

Кинопремьера: Мэтт Дэймон колонизирует Марс

0 1592

«Марсианин» (The Martian)

США, реж. Ридли Скотт, в ролях: Мэтт Дэймон, Джефф Дэниелс, Чиветель Эджиофор, Джессика Честейн, Кейт Мара, Майкл Пенья, Себастьян Стэн, Кристен Уиг, Шон Бин.

Сайт фильма

На Марс надвигается сильнейший шторм, и командир исследовательской группы принимает решение о срочной эвакуации. Но пятеро взлетают без шестого — датчики показывают, что Марк Уотни погиб. Между тем приборы дали осечку — и когда Марк очнулся с куском антенны в животе, он сказал вначале: «Мать твою», — а потом пообещал самому себе: «Я здесь не сдохну».

Связи нет, улетевших не вернуть, следующая группа с Земли прилетит только через четыре года. Однако оставшейся еды даже при строжайшей экономии хватит от силы на четыреста дней, из чего герой делает единственный вывод: «Из этого дерьма меня вытащит только наука». По счастью, он — ботаник, и образование даёт ему возможность синтезировать воду и вырастить на Марсе настоящую картошку. Дальше — больше.

Трейлер фильма «Марсианин»

Космическая тема заставляет в первую очередь сопоставить «Марсианина» с фильмами двух прошлых лет — тем более что на «Гравитацию» он похож сутью (одиночество в космосе), а в «Интерстелларе» Мэтт Дэймон ровно также пытался обжить безлюдную планету (имея, правда, отсутствующий нынче анабиоз и подлую душонку). Становится уже доброй традицией ждать по осени отличное межзвёздное кино (будем надеяться, что в 2016-м не подведёт уже российское «Время первых»), однако если убрать антураж, то внутри история астронавта окажется, конечно, историей современного Робинзона Крузо.

Что добавляет простора для толкований и позволяет сделать выводы о том, как далеко (и в какую сторону) продвинулось человечество за последние три века. Роман Даниэля Дефо поражал бесконечностью проведённого на необитаемом острове времени, фильм Ридли Скотта поражает тем расстоянием, что отделяет случайно брошенного героя от всего человечества. Он — первый человек, живущий один на целой планете. Как услужливо подсказывает постер, «помощь всего в 225 миллионах километров».

Кадр из фильма «Марсианин»

Жанр монофильма — отдельная глава в истории кинематографа, из свежих «записей» тут можно назвать и уже упомянутую «Гравитацию», и недавно вспоминавшегося «Лока» с Томом Харди, и бенефис Роберта Редфорда «Не угаснет надежда», и «Погребённый заживо», и так далее, и так далее. Ставка здесь делается, как правило, либо на подробнейшую детализацию действий (чтобы было любопытно смотреть), либо на детальную проработку диалога с невидимым собеседником (чтобы было интересно слушать). Казалось бы, что ещё? И тем не менее, «Марсианину» удаётся открыть в жанре новые горизонты.

В дело сперва идут научные познания героя (которые наверняка увлекут многих и добавят абитуриентов биологическим факультетам), а потом фильм неожиданно и ненавязчиво переходит из драмы в комедию, предлагая зрителю массу возможностей от души посмеяться. Интонацию усиливает и откровенно издевательский саундтрек: бедняга вынужден слушать диско прошлого века, что позволяет запустить за кадром и «Waterloo» от «АBBА», и «I will survive» от Глории Гейнор. Смех и музыка, как известно, — лучшие способы подружиться, а потому за судьбу ботаника, ставшего по законам международных вод космическим пиратом, переживаешь как редко в каком кино.

Кадр из фильма «Марсианин»

Однако тут пора раскрыть не то что бы секрет, но ту изюминку фильма, которая отчасти попадает под определение спойлеров. С другой стороны, точно таким же спойлером является одно перечисление занятых в картине актёров: откуда их столько на Марсе?.. Нет, на Марсе их нет; дело в том, что «Марсианин» — лишь отчасти про героя Мэтта Деймона: не меньше экранного времени посвящено событиям на Земле — спешно разворачивающейся там спасательной операции. И подана она не менее захватывающе, чем основная часть; на самом деле именно тесная спайка этих двух составляющих и превращает данное произведение в нечто совершенно особенное (вновь заставляя вспомнить теперь уже «Интерстеллар»). Юмора и интриги в центре НАСА, пожалуй, даже больше, а непременное указание времени, места, имён и должностей добавляет сюжету столь необходимой ему реалистичности — заставляя забыть о том, что это кино снято вовсе не на основе когда-то уже случившихся событий.

Кадр из фильма «Марсианин»

Благодарить за этот фильм мы должны, конечно же, Ридли Скотта. Представлять которого, понятно, никому не надо, но следует отметить вот что. Обычно за похвальную работоспособность — тем более удивительную с учётом преклонного возраста — принято хвалить Вуди Аллена, но на самом деле темпы его почтенного коллеги ничуть не хуже. В нынешнем веке у него что ни год — то фильм, а если когда пропуск, то затем — две картины разом! Причём налицо существенное отличие: Вуди Аллен бодро снимает неизменно скромные истории про обычных людей, в то время как практически все ленты Скотта проходят по разряду высокобюджетных блокбастеров, и их герои — личности легендарные. А режиссёру между тем в конце ноября стукнет 78 лет — и из чего только сделали этих парней?..

Поражает ещё то, что мастер отнюдь не снижает, а с каждым фильмом только повышает планку. Не обойтись без субъективной оценки — сейчас прозвучат кощунственные для многих слова, — но лично мне «Марсианин» кажется лучшей картиной Ридли Скотта за всю его творческую биографию. Да, лучше той и лучше этой. Ну, ок — по меньшей мере это сравниваемые вещи. Сложно оспаривать классику, особенно если ты сам её автор, но Скотт показал, что и спустя полжизни способен создавать новые шедевры — и разве так уж страшно представить, что он оказался способен переплюнуть самого себя?..

Кадр из фильма «Марсианин»

В любом случае, нет никаких сомнений, что «Марсианин» — один из лучших фильмов 2015-го года, который ещё непременно проявит себя в наградном сезоне. Не рискнём прочить ему «Оскаров» (больно памятен ожог последней церемонии), но то, что по крайней мере в списках номинантов ему быть, — это кажется совершенно очевидным.