Постоянные читатели кинообзора «Ридуса» могут заметить, что российское кино всё чаще лидирует в наших списках если не качественно, то количественно. Пусть не все фильмы получают достаточное количество экранных копий, но они теперь хотя бы выходят в прокат — чем раньше могли похвастаться далеко не все произведения отечественных кинематографистов.
А эти дни и вовсе особенные: в кинотеатрах стартовал военный боевик «28 панфиловцев», оценённый уже на самом высшем правительственном уровне. Ставки на фильм, в создании которого поучаствовали свыше тридцати тысяч рядовых россиян, весьма велики — кто знает, быть может, он, начинавшийся исключительно силами преданных своей идее энтузиастов, станет в итоге одним из кассовых лидеров 2016-го года.
Другие наши новинки — фестивальный хит «Зоология» про женщину с хвостом, социально важная драма «Психи», рассказывающая о противостоянии антифашистов с современными фашистами, и «Эластико», своеобразный спин-офф широко популярной в узких кругах дилогии «Решала».
Франция на этой неделе представлена «Вечностью» — необычной драмой с блистательными Одри Тоту, Беренис Бежо и Мелани Лоран. Другая европейская лента ещё необычнее: «Ночная игра» — первое в истории полностью интерактивное кино, где судьба героя определяется большинством зрительских голосов.
Особое место на наших экранах займут в эти дни ужастики: южнокорейский «Поезд в Пусан», американские «Другой мир: Войны крови» (с побывавшей у нас на днях Кейт Бекинсейл) и «Абатуар. Лабиринт страха».
И последнее — в данном обзоре, но вовсе не по значимости: «Gimme Danger. История Игги и The Stooges» — документальный рассказ Джима Джармуша о группе Игги Попа, включающий видео и фото, которые мало кто ранее видел, и рассказы, которые мало кто ранее слышал.
Кадр из фильма «28 панфиловцев»«28 панфиловцев»
В ноябре 1941-го года немцы вплотную прорываются к Москве. Остановить их танки — важнейшая из задач, поставленная перед бойцами…
Рецензию на фильм Андрея Шальопы и Кима Дружинина (ранее поставивших чёрную комедию ужасов «Поймать ведьму») мы опубликовали в четверг, сейчас же предоставим слово исполнителю самой запоминающейся роли. Политрука Василия Клочкова, сказавшего легендарное «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва», сыграл артист Алексей Морозов, которого та часть страны, что смотрит телевизор, только что полюбила как Ваксона из «Таинственной страсти».
До встречи с Кимом и Андреем идея казалась мне скорее очередной ура-патриотической стихийной акцией, чем серьёзным фильмом о войне. Но, прочитав сценарий, я понял, что передо мной подлинная человеческая история про тихих героев, для которых умереть за Родину — не лучший выбор, потому что тогда воевать будет некому.
Трейлер фильма «28 панфиловцев»
Самым ярким переживанием для меня были съёмки эпизода со знаменитым монологом Клочкова «отступать некуда, позади Москва». Мне нужно было пройти вдоль окопа, отдавая команды, затем спрыгнуть в него и произнести речь перед оставшимися в живых бойцами. Так сложилось по графику, что в этот день могли снимать только речь Клочкова, а реакции бойцов — в другой. Поэтому, когда я спрыгнул в окоп, вместо солдат я увидел лица съёмочной группы — операторов, художников, пиротехников. Возникла пауза, люди смотрели на меня в ожидании. И вдруг всё соединилось: эти глаза людей, ждущих моих слов, мороз минус тридцать, ветер за воротник, взрывы снарядов на заднем плане, мои детские переживания о войне, рассказы деда. И среди этих обрывков мыслей вдруг главное — мой сын Матвей. В эту секунду я окончательно понял, что такое «позади Москва». Позади мой сын, и сын оператора Рождественского, и дети художников, пиротехников, ассистентов… Для меня тема войны очень личная. Бабушка пережила в осаждённом Ленинграде всю блокаду, сбрасывая зажигательные бомбы с крыш. Дед прошёл всю войну, в детстве рассказывал мне историю каждой полученной медали. Поэтому, играя Клочкова, я чувствовал связь со своими родными; понимал, что мы не просто снимаем очередное кино о войне, а выполняем свою миссию в память о погибших и во славу выживших.«Зоология»
Наташа живёт с мамой и работает в зоосаде. У неё слабость и общее недомогание: сзади неожиданно вырос хвост. Как так? — читайте подробности в нашей рецензии, сопровождённой фоторепортажем с московской премьеры этой весьма незаурядной картины.
Трейлер фильма «Зоология»
Фильм Ивана И. Твердовского, который несколько лет назад прославился документальными короткометражками, а в 2014-м более чем успешно дебютировал в игровом полном метре «Классом коррекции». По фестивальным меркам успешна и «Зоология» (Россия — Германия — Франция): на «Кинотавре» Наталья Павленкова была отмечена призом за лучшую женскую роль, картина в целом — Призом Гильдии киноведов и кинокритиков; из Карловых Вар Твердовский уехал со Специальным призом жюри. Дальше были Торонто, Сан-Себастьян, Лондон, Пусан, Цюрих, заявлено уже о прокате фильма в США и Великобритании.
Режиссёр говорит:
Я не делал фильм специально для русских или иностранных зрителей. Мой фильм — для людей и о людях. Мне кажется, тема индивидуальности — универсальна и актуальна в любой стране мира. Мне интересно быть «человеком мира» и разговаривать языком кино на вечные темы — вне политики и национальной принадлежности. Кадр из фильма «Зоология» Я всего лишь хочу сказать, что человек — часть живой природы. Со мной многие не согласны, однако те вопросы, которые возникают у зрителя после просмотра фильма, как раз и подталкивают к этому разговору. В природе, при абсолютной системности и взаимозависимости, ни один объект не похож и не напоминает другой. Каждый уникален. Человек же пытается стандартизировать и упорядочить собственное существование. Когда этот процесс даёт сбой, когда у человека не получается влезть в эти универсальные рамки, он с трудом и с болью пытается объяснить себе, что же здесь не так. А всего лишь нужно вспомнить, что в природе всё уникально. И человек уникален сам по себе. Наш фильм — просто такого рода напоминание.Помимо Павленковой в ленте сыграли Дмитрий Грошев, Ирина Чипиженко и другие артисты.
«Психи»
Антифашисты устраивают в центре Москвы санкционированный Марш мира, фашисты в свою очередь готовят провокацию. При этом и те, и другие управляются, оказывается, одними и теми же руками — спонсируемыми, разумеется, из-за рубежа. Но идеологические противоречия не смущают столкнувшихся в роковой момент готку Майю, близкую к «Антифа», и фашиста Андрея по кличке Ребел, придерживающегося принципа «Сколько раз ты еврея увидел, столько раз ты его и убей».
Трейлер фильма «Психи»
Взявшийся за столь непростой рассказ режиссёр Алексей Китайцев ранее работал на телевидении, снимал рекламные ролики и документальные фильмы. Его игровой дебют вызывает нарекания по части воплощения, но отметить картину следует в первую очередь за смелость постановки очень непростых для нашего времени вопросов.
Идея этого фильма взята не из воздуха — у всех основных персонажей есть прототипы, к сожалению, некоторых из них уже нет в живых. Фильм основан на реальных событиях, но рассказанная история — это, скорее, компиляция действительности. Наша страна победила фашизм, но в XXI веке продвижение идей национал-социализма изменило вектор. Сегодня есть термин «гламурный фашизм» — замена политики эстетикой. Копируя внешнюю атрибутику и поверхностные лозунги, молодые люди не задумываются о сути идей национал-социализма, но это затягивает, и получается, как в старой пословице: «Назвался груздем — полезай в кузов».Но самое любопытное в фильме даже не тема (тут очевидны переклички с «Россией 88», и «Психи» ей как художественное явление проигрывают), а то, что на одну из главных ролей удалось «затащить» весьма популярную Кристину Асмус — которая, видимо, по примеру голливудских звёзд решила сочетать съёмки в так называемом «мейнстриме» («Zолушка», «Дублёр», «А зори здесь тихие…», «Чемпионы») с поддержкой независимых «авторских» проектов. Многие почитают её за одну из самых сексуальных актрис в стране, но узнать девушку в готке Майе непросто: эта роль, что называется, «на сопротивление».
Для меня фильм «Психи» — особое событие. Такого психологического и актёрского опыта у меня ещё не было. Сценарий вообще оказался у меня случайно. Продюсеры и не рассчитывали на моё участие, но в данном случае меня не пугало отсутствие бюджета, важен был материал. После прочтения и общения со «своим» режиссёром я окончательно убедилась, что всё неслучайно и даже пожертвовала съёмками в другой картине. Мой персонаж выглядит как гот, одевается как гот, разговаривает как гот, но Майя — не гот. Обсуждение сценария мы начали с того, что договорились — они все ненастоящие. Когда начинаешь смотреть кино, тебе всё как бы ясно — эти фашисты, эти антифашисты. Но с течением повествования понимаешь, что всё не так просто…Примечательно, что Кристина Асмус помогла картине не только своим талантом и звучным именем. Скромный бюджет не позволял привлекать и оплачивать большую массовку — и здесь выручили поклонники актрисы, к которым она обратилась за помощью через социальные сети. Также в картине сыграли Илья Антоненко, Даниил Вахрушев, Матвей Зубалевич, Ростислав Бершауэр.
«Эластико»
Создатели довольно популярной в региональном прокате дилогии «Решала» (привлёкшей немало зрителей и в сети) развивают успех новой криминальной мелодрамой — только в центре истории уже не Каша, а его друг Матвей, звезда дворового футбола и участник ряда не особо прибыльных авантюр. Но вот Матвею выпадает шанс показать себя в столице — и не абы где, а в солидном футбольном клубе! Загвоздка одна: не хочется оставлять в одиночестве любимую девушку Дашу (мало ли кто отобьёт за время отсутствия), однако билеты на двоих стоят, понятно, куда дороже — и требуемую сумму необходимо срочно откуда-то достать…
Трейлер фильма «Эластико»
Режиссёр — Михаил Расходников, в ролях: Дмитрий Власкин из «Физрука» и Ирина Антоненко из «Корабля», а также Александр Фролов, Алексей Маклаков, Владимир Епифанцев, Никита Волков и другие артисты.
«Вечность»
Родившийся во Вьетнаме и живущий во Франции режиссёр Чан Ань Хунг («Норвежский лес», «Я прихожу с дождем», «Золотая камера» и «Сезар» за «Аромат зеленой папайи») экранизировал роман Алисы Ферней «Элегантность вдов», сюжет которого развивается на протяжении века и рассказывает о трёх поколениях женщин. Процитируем сперва синопсис: «Их жизни меняются: появляются новые люди, отношения, ускользает красота. И только истинное чувство остается вечным», — а теперь самого режиссёра:
В «Вечности» нет сцен, которые развиваются в обычном смысле этого слова. Фильм построен вокруг двух фундаментальных идей — рождения и смерти. Что-то вроде инвентаризации душ. И вокруг этих идей развиваются темы любви, брака и дружбы, используя коды и описательные условности времени. И все ненужные детали устраняются, чтобы уступить место неумолимому течению времени. Это время, в котором смешиваются настоящее и прошлое, ведёт к столкновению идей и чувств и делает рассказ более глубоким и поэтичным, используя непрерывный переход от одного кадра к другому. Что меня больше всего привлекло в книге — это непрекращающееся течение времени, а не эпоха, о которой идёт речь. Мужчина и женщина встречаются, влюбляются, рожают детей, потом умирают. И те дети, которые выжили, тоже рожают детей. Я не показываю супружеские ссоры или разные жизненные проблемы. Этот фильм лишён тех событий и той информации, которая обычно является основой кино. Я оставил только то, что даёт зрителю чувство непрерывности жизни, несмотря на смерть одних и рождение других, чувство сближения тел в объятиях. Монтерлан говорил: «Вечность — это анаграмма объятия».Трейлер фильма «Вечность»
В «Вечности» подобран роскошный актёрский ансамбль: Одри Тоту, Беренис Бежо, Мелани Лоран и Жереми Ренье (которого, кстати, мы только что могли видеть в «Неизвестной»). Слово можно было бы дать сейчас им всем, но выделим лишь одну цитату — из рассказа о фильме Беренис Бежо, звезды «Артиста» и недавно выходившего в наш прокат «Детства лидера»:
«Вечность» рассказывает историю жизненного цикла, который не замирает ни на секунду, преодолевая смерть, горечь и боль. Он движется сквозь две войны и множество других потрясений, но эти мировые пертурбации оказывают незначительное влияние на семью. Любовь является в фильме главной точкой опоры, продолжаясь несмотря ни на что и постоянно перерождаясь. Они любят друг друга, у них рождаются дети, они воспитывают их в меру своих способностей, кто-то умирает, кто-то уходит в монастырь, остальные женятся. {…} Жизнь каждого персонажа показана в каких-то повседневных моментах, и это заставляет задуматься о собственной жизни и детях. Например, как девочки заплетают волосы в 7 лет и как в 12. Ощущение вечности во время просмотра фильма складывается из этих нюансов и пересечений… Кадр из фильма «Вечность» После просмотра «Вечности» у меня возникло почти парадоксальное чувство скорости, когда между двумя выстрелами прошли целые десятилетия. Меня поразили эти эмоции. Мы настолько заняты, что красота мира проходит мимо нас. На мой взгляд, лента является одой всему самому красивому, что только жизнь может нам предложить. {…} Мне нравится это кино, потому что оно поэтичное и вневременное. Ценности, о которых оно рассказывает, по-прежнему имеют значение: нужно помогать друг другу и важно передавать свой опыт будущему поколению, чем сегодня зачастую пренебрегают. Семейная сплочённость утрачена, сложно передать детям что-то особенное, поскольку существуют стандарты образования. Что может быть важнее того, что нас объединяет: любовь, дружба, возможность положиться? Вот об этом «Вечность», то есть о главном в жизни.«Ночная игра»
Простой студент и по совместительству ночной охранник автостоянки оказывается втянут в ограбление известного аукционного дома. Семью разными способами.
Первый в истории полностью интерактивный фильм (Швейцария — Великобритания), где решать за главного героя будет не он сам, а публика в зале. Скачав на смартфон приложение «CtrlMovie» и подключившись к одноимённой WiFi-сети, каждый зритель сможет самостоятельно определять, как именно должен развиваться сюжет. Поддаваться ли Мэтту на уговоры незнакомки, ни с того ни с сего попросившей ключи от чужой машины? Оставлять ли свой пост ради красотки?.. В любом случае — приключения на его голову гарантированы.
Трейлер фильма «Ночная игра»
Сто восемьдесят поворотных точек сюжета и семь вариантов финала — такого в кино действительно ещё не бывало. «Теперь, выходя из кинотеатра, вы больше не сможете винить создателей фильма в том, что они сделали плохую концовку», — уверяют прокатчики, гарантирующие, надо полагать, не только открытое голосование, но и честный подсчёт голосов.
Режиссёр — дебютант Тобиас Вебер, в ролях: Джо Сауэрбуттс, Харука Абе, Ричард Дерден, Йоэль Басман, Лили Треверс и другие.
«Поезд в Пусан»
Южнокорейский зомби-ужастик про папу с дочкой, которые отправились из Сеула к маме в Пусан, а их поезд, как и вся страна, вдруг оказался во власти страшнейшего вируса… Впереди — 442 километра пути и обозначенная в слогане дилемма: «Остаться в живых — или остаться человеком».
Трейлер фильма «Поезд в Пусан»
Самый кассовый национальный хит в истории Южной Кореи, отлично принятый и в мировом прокате (чему поспособствовала, конечно, премьера в рамках каннских «Полуночных показов»). Режиссёр — Ён Сан-хо, прославившийся анимационными фильмами «Король свиней», «Подделка» и «Станция „Сеул“», а сейчас уверенно входящий в игровое кино. «Жанр экшена не до конца исследован в мировом кинематографе, — полагает он. — Корейские эмоции и интонация — именно то, чего недостаёт голливудским образцам жанра». В ролях: Кон Ю, Ма Дон-сок, Чон Ю-ми, Ким Су-ан и другие.
«Другой мир: Войны крови»
Пятая серия вампиро-ликанской франшизы, представить которую в Москву приезжала исполнительница главной роли Кейт Бекинсейл. Её героиня снова предана — но теперь, попав в очередную ловушку, она вынуждена спасать не только себя, но и дочку Еву, о местонахождении которой Селин даже не ведает…
Трейлер фильма «Другой мир: Войны крови»
Помимо Бекинсейл в картине заняты также старые знакомые Тео Джеймс и Чарльз Дэнс, а также Лара Пулвер (известная больше как Ирен Адлер из «Шерлока»). И она своими сексуальными нарядами беззастенчиво крадёт весь фильм у традиционно облачённой в латекс главной звезды: сыгранная ею Самира успевает поменять платье, даже просто поднимаясь по лестнице от дверей на званый ужин — а это будет посложнее, чем просто всех победить и кровь из трупика высосать.
«Абатуар. Лабиринт страха»
Режиссёр Даррен Линн Боусман, подаривший миру три серии «Пилы» (со второй по четвёртую), а также дилогию «Карнавал дьявола» и такие ленты как «Генетическая опера» и «Город монстров», представляет своё новое мистическое хоррор-фэнтези — про журналистку Джулию, обнаружившую, что комната, где жестоко убили её сестру и племянника, стала частью выстроенного кем-то бесконечного лабиринта, населённого призраками. «Пройди через ад на земле», — призывает красноречивый слоган картины.
Трейлер фильма «Абатуар. Лабиринт страха»
В ролях: Джессика Лаундес, Джо Андерсон, Дэйтон Калли, Брайан Бэтт, Томас Мерфи.
«Gimme Danger. История Игги и The Stooges»
Документальный Джим Джармуш: рассказ об истории возглавляемой Игги Попом группы «The Stooges», появившейся без малого полвека назад и ставшей предвестницей панка, гранжа, хардкора и альтернативного рока.
Культовый режиссёр (ещё один, к слову, обладатель «Золотой камеры» в нашем прокате на этой неделе), автор таких картин как «Выживут только любовники», «Сломанные цветы», «Кофе и сигареты», «Мертвец» (в последних двух, напомним, Игги Поп был занят и в качестве артиста), уверен, что «кино ближе всех к музыке, потому что оно, как и музыка, приходит в своё время».
Начиная c тяжело бьющего пульса, острой молоти психоделии, и заканчивая короткими нервными текстами и самовлюблённым, рычащим, как леопард, вокалистом, который удивительным образом совмещает в себе черты Нижинского, Брюса Ли, Харпо Маркса и Артура Рембо, — ни одна другая группа в истории рок-н-ролла не может похвастаться таким сочетанием. Ничего, похожего на The Stooges, не существует в природе, в то время как тех, кого они вдохновляют — легион.
Трейлер документального фильма «Gimme Danger. История Игги и The Stooges»