Для всех приспешников загнивающего капитала главная премьера недели, конечно же, «007: СПЕКТР» (Великобритания - США, реж. Сэм Мендес) - очередная серия про смертоносные приключения Джеймса Бонда, агента 007 с правом на убийство. Этого права в новом фильме его вновь собираются лишить – не в первый раз, но, быть может, в последний. Разумом понимаешь, что курицу, несущую золотые яйца, ушлые продюсеры не убьют никогда; тем не менее, здесь есть вполне очевидный намёк, что как минимум для Дэниэла Крэйга это финальный выход в прославившем его смокинге. Подробнее об этом рассказано во вчерашней рецензии и в материале с московской звёздной премьеры картины.
Ролик о съёмках фильма «007: СПЕКТР»
Но для тех, кому дороги родные духовные скрепы, выходные как никогда богаты продукцией отечественного производителя – причём как минимум половина из шести одновременно выходящих картин действительно заслуживает определённого внимания. Вопрос, конечно, зачем им понадобилось оккупировать кинозалы вот так скопом – очевидно ведь, что даже заинтересованный в российском кино человек вряд ли сможет охватить всё разом. Да и будто нет в году иных дней, а только и остаётся, что идти с голой грудью против легендарного шпиона, не привыкшего церемониться с противниками… Но известно, что кассовые сборы интересуют далеко не всех наших киношников, многие из них по-прежнему работают больше за идею. Что им зрительские рубли, когда такое счастье - заниматься искусством?..
Фрагмент из фильма «Ангелы революции»
Первостепенное право именно на эту неделю имеется, безусловно, у «Ангелов революции» Алексея Федорченко – собственно, потому, что речь идёт о той самой революции, Великой Социалистической, годовщина которой отмечается 7-го ноября. Подгадать премьеру именно к этой дате – идея концептуальная, хотя с другой стороны – можно было и «ошибиться» годом: международной публике ленту показали ещё в 2014-м на Римском кинофестивале, где автору заодно вручили премию «Марк Аврелий будущего». Зачем же так долго ждали российского проката? Только для того, чтобы «окучить» ещё и «Кинотавр» - что также было не зря, так как в Сочи Федорченко получил не только приз критиков, но и награду за лучшую режиссуру.
Заслуженную даже не столько конкретной работой, сколько всей своей фильмографией за минувшее десятилетие – от «Первых на Луне» по «Железной дороге» с «Овсянками» к «Небесным жёнам луговых мари». Тут можно лишь повторить за всеми прочими: Алексей Федорченко – уникальный мастер со своим языком, не похожий в нашей отчизне решительно ни на кого. Он один такой – что и признаётся на мировом уровне. Другое дело, что не всякий зритель готов оценить и полюбить его картины, должным образом проникнуться ими или даже просто понять. Это, если использовать бытовавшую ранее формулировку, «кино не для всех» - но следует признать, что именно такого рода фильмы двигают кинопроцесс вперёд, к неизведанным ранее горизонтам. (См., кстати, наше интервью с режиссёром образца 2013-го года.)
Трейлер фильма «Ангелы революции»
«Ангелы революции» рассказывают про то, как в первые годы советской власти полные надежд молодые художники едут образовывать хантов и ненцев, чуждых пока что - в их-то тайге - подлинному революционному искусству. Сюжет, в последнее время востребованный особо: российский авангард был одной из главных тем церемонии открытия нашей Олимпиады, классик Александр Митта посвятил ему байопик «Шагал – Малевич», а Питер Гринуэй – уникальную мультимедийную экспозицию. Взгляд на тему Алексея Федорченко (как и его постоянного соавтора Дениса Осокина) интересен прежде всего тем, что он сам – тот ещё авангардист, только нового, нынешнего времени.
Любопытно также, что в одной из главных ролей – Дарья Екамасова, уже воплотившая Страну в эпосе «Жила-была одна баба». Здесь ей выпала судьба сыграть другую сторону той эпохи – не крестьянку, а комиссаршу, в какой-то мере – саму Революцию. Не нужно прилагать много усилий, чтобы предсказать, что как её, так и сам фильм непременно каким-нибудь образом отметят в процессе грядущего наградного сезона: всё-таки это штучное кино, а такое у нас редкость.
Трейлер фильма «Синдром Петрушки»
В соседних с «Ангелами» залах, если повезёт, ищите двух других призёров «Кинотавра», традиционного смотра всего лучшего в отечественном кино: «Синдром Петрушки», который был отмечен сочинским жюри за лучшую музыку, и «Чаек», получивших приз за лучший дебют.
С «Синдромом Петрушки» (Россия – Швейцария – Германия) всё просто – это экранизация известного романа Дины Рубиной с Чулпан Хаматовой и Евгением Мироновым в главных ролях (а также с Мерабом Нинидзе и Зурабом Кипшидзе на втором плане). Сюжет: Петя любит Лизу, но любит ещё и куклы – в смысле, марионеток, кукольный театр. И никак не может выбрать для себя, какая любовь ему дороже – к живой женщине или к её точной искусственной копии…
Дальше всё сказали пиарщики: «психологический триллер», «мощная история любви, одержимости и безумия», «в готическом антураже». Добавим лишь, что поставила картину Елена Хазанова, которая, как правило, работает в Швейцарии, но в 2006-м уже зарекомендовала себя и в русскоязычном кино – лентой «Игра слов: переводчица олигарха», может, кто видел. Встать за камеру она пригласила награждённого в Берлине оператора Азиза Жамбакиева, а музыку (собственно, покорившую жюри «Кинотавра») написал Николя Ребюсу.
Трейлер фильма «Чайки»
Дебют Эллы Манжеевой свою фестивальную судьбу начал на Берлинале, после чего успел посетить Финляндию, Нидерланды и Австрию, Эдинбург, Карловы Вары и Варшаву. Более того: в числе немногих избранных лента недавно была выдвинута на «Asia Pacific Screen Awards» (для простоты награду ещё называют «Азиатским Оскаром») в двух номинациях. На звание лучшей актрисы региона претендует известная не только у нас, но и в Европе модель Евгения Манджиева, а «Специальный приз ЮНЕСКО», присуждаемый за вклад в продвижение и сохранение культурного разнообразия, может достаться непосредственно автору. Оно и понятно: фестивали и премии любят то, что выбивается из общего ряда, а «Чайки», по словам продюсера Елены Гликман, «это первый фильм за последние тридцать лет, снятый в Калмыкии, калмыцким режиссёром на калмыцком языке».
В центре картины - жена рыбака, которая хочет, но никак не решается уйти от мужа. Что сделает она, оставшись волею судьбы в одиночестве?.. Вот что говорит об этом сама Элла Манжеева:
Мы часто связываем свои беды и неудачи с окружающими нас людьми, перекладывая ответственность на них. Оправдываем таким образом свою слабость, лень, отсутствие воли, мысли. Но ведь счастье внутри каждого из нас, и только мы сами позволяем себе быть счастливыми, смелыми, свободными или несчастными. Этот фильм - об энергии жизни. Остановись. Послушай. Услышь себя и тогда ты услышишь других. Когда время находит своё пространство, наступает невероятное счастье и свобода, свобода души. {…}
Это мозаика из жизни Калмыкии, где я собрала многое, что мне дорого – людей, музыку, места. Мне хотелось бы, чтобы этот фильм был как Калмыкия – эмоциональным и закрытым. {…} Мы верим, что фильм «Чайки», герои которого не забыли родной язык, поднимет интерес к калмыцкой культуре и калмыцкому языку, послужит его возрождению. Помимо этого у зрителя есть возможность увидеть, как прекрасна бескрайняя калмыцкая степь и как красивы люди в этой степи.
Трейлер фильма «Наследники»
Позволим себе лишь пару слов о не менее важной премьере – фильме Владимира Хотиненко «Наследники», посвящённого личности великого святого Сергия Радонежского. Хотя это и есть – в прямом смысле – те самые духовные скрепы, что были упомянуты на старте обзора, но зачем повторяться, когда можно отослать вас к уже опубликованному тексту, написанному с пылу с жару, сразу после первого показа картины в рамках Московского кинофестиваля:
Как говорит сценарист Мария Кондратова, «этот фильм - не про победу или поражение. Для меня этот фильм – про возможность диалога». Отсюда и идея с ток-шоу, в котором одни могут высказать свою точку зрения, а другие, при желании, его оспорить. Но главное – каждый сперва выслушает оппонента.
У каждого в этом фильме была возможность что-то услышать и что-то в себе изменить. Наша победа будет в том, если люди после фильма будут слышать друг друга.
Но всё же назовём нескольких занятых в ленте артистов: Леонид Бичевин, Анатолий Белый, Александр Балуев, Агриппина Стеклова…
Трейлер фильма «Экспириенс»
Осталось отметить последнюю отечественную новинку: «Экспириенс» ещё одного дебютанта - Евгения Татарова. Она в данном списке – как «тёмная лошадка», известно о ней мало. Разве только то, что некий учёный (Кирилл Жандаров) изобрёл способ избавлять людей от всяческих негативных воспоминаний, но с запозданием осознал, что таким образом из памяти стирается и необходимый для каждого из нас жизненный опыт… В фильме также сыграли Владимир Меньшов и Александр Тютрюмов, по совместительству выступивший и в качестве продюсера.
А вот про «Саранчу» Егора Баранова говорить здесь точно не будем: едва ли не первый в России «полноценный» эротический триллер в красках уже был описан нами не в июне, а вот только что, на этой неделе. Поэтому лучше перейдём здесь к зарубежному кино, тем более что у Элая Рота с Барановым есть даже нечто общее: как у одного, так и у другого в этом ноябре на экраны выйдут сразу две ленты – так уж сложилась их прокатная история.
Трейлер фильма «Зелёный ад»
Нынче желающие могут заценить ротовский «Зелёный ад» (Чили – США) без принципиальных звёзд, а всего через неделю – его же «Кто там», но уже с самим Киану Ривзом. Лучше всего, конечно, смотреть их друг за другом – создатель «Хостела» и знаменитой «Гордости нации» (фильма в фильме из «Бесславных ублюдков») плохого не покажет. Вот взять хоть нынешний сюжет: активисты, ратующие за спасение амазонских джунглей, попадают в гости к тем, ради кого так стараются – к местным аборигенам. И с некоторым удивлением узнают, что те – людоеды… Развитие событий, как легко догадаться, утопает в кровавом бульоне…
Кому мало – тому следует добавиться ужастиком «Инфекция: Фаза 2» (США, реж. Джош Форбс), продолжением просто «Инфекции». В первой серии некую Саманту после пьяной ночи с незнакомцем сражал страшный вирус (незащищённый секс становится частым поводом для экранных кошмаров), во второй от аналогичной заразы страдает её бывший партнёр. В общем, «предохраняться поздно», как красноречиво гласит слоган картины.
Последний из американских фильмов прямо указывает на страну своего производства заголовком: «Деньги: Американская мечта» (реж. Элли Каннер). Эдвард Ферлонг в компании с Джеймсом Кааном разыгрывают биографию одного израильтянина, в начале 1970-х перебравшегося в Лос-Анджелес – и там начавшего свой непростой путь к большому капиталу…
Трейлер фильма «Ни минуты покоя»
И заключительное название сегодняшнего выпуска – итало-французская комедия «Ни минуты покоя» от замечательного Патриса Леконта, за плечами которого - «Девушка на мосту», «Вдова с острова Сан-Пьер», «Магазинчик самоубийств» и не столь давнее «Обещание». В его новом фильме история разворачивается вокруг одного дантиста (Кристиан Клавье), который в свой законный выходной всего-то и хотел, что послушать спокойно пластинку, - а вместо этого напоролся на целый ворох больших и маленьких проблем. Их ему доставили жена (Кароль Буке), любовница, сын, рабочие – и все прочие, кто только смог… Кстати, вот слова самого Леконта:
В герое я увидел самого себя. Когда ты годами безостановочно работаешь, когда каждый день у тебя заполнен делами, так хочется найти хотя бы час, чтобы, закурив сигарету, посидеть, помечтать, понаблюдать за плывущими над головой облаками. У всех у нас такая же, как у героя, безумная жизнь, особенно у тех, кто живет в больших городах…
Не про вас ли это тоже? Может, тогда срочно в кино?