В Сочи новым фильмом Станислава Говорухина открылся 24-й «Кинотавр» - и Киноридус начинает вести хронику главного смотра отечественных кинодостижений.
Вечером в пятницу финансовый директор некой компании вылезает из своего кабинета в окно, по карнизу переходит в соседний офис – и всё затем, чтобы никем незамеченным дойти до аудитора, выявившего крупную растрату. Только вот взятки в сто тысяч евро тот не берёт – и потому раздаётся выстрел. Убийца возвращается на своё рабочее место с безупречным алиби – но все остальные его шаги оказываются шагами в бездну. Выйдет так, что он на все выходные застрянет в лифте – в то время как его машину возьмёт «покататься» один паренёк. И в понедельник начнётся уже совсем другая жизнь…
Поклонники хорошего европейского кино разведут руками: к чему здесь этот пересказ классического фильма Луи Маля «Лифт на эшафот»? А всё дело в том, что эту же историю выбрал для своей новой картины Станислав Говорухин – называя при этом свой фильм «Weekend» не ремейком, а новым прочтением знаменитого в своё время романа Ноэля Калефа. «По идее» - как значится в титрах. Насколько Говорухин верен духу литературного первоисточника – скажут его читавшие, а вот с лентой Маля без особого труда найдётся хоть десять, хоть двадцать отличий. Самое главное: здесь нет своей Жанны Моро – на которой во многом и держался «Лифт на эшафот». А событиям понедельника и последующих дней отводится в новой версии не меньше времени, чем и собственно выходным. Ибо нет в российском кино Преступления без Наказания – и второе интересует нашего классика в большей степени, нежели первое.
Центральную роль в картине психологически убедительно исполняет Максим Матвеев. Ему подыгрывают Юлия Пересильд (зачем-то с прибалтийским акцентом) и Виктор Сухоруков (в очередной раз изображающий Порфирия Петровича), своя линия разворачивается у Екатерины Гусевой (безутешная жена) и Александра Домогарова (играющего замешанного в финансовых махинациях префекта – так и хочется поискать прототипа). Второй, а может быть даже и первый по важности сюжет разыгрывают молодые артисты Вячеслав Чепурченко и Юлия Хлынина. За строго выверенное черно-белое изображение отвечает один из лучших наших операторов – Юрий Клименко. Как детектив (довольно, впрочем, своеобразный) «Weekend» работает неплохо, напряжение держит, ряд эпизодов вызвали искренний отклик премьерного зала. Однако очевидно, что это далеко не лучший фильм выдающегося мастера, при всей остроте - нет былого накала. Хотя Говорухину давно уже незачем и не с кем соревноваться – поэтому он на «Кинотавре» вне конкурса.
Показу фильма предшествовала фестивальная звёздная дорожка и церемония открытия. Её «фишкой» стал «мюзикл», пародийно осмысливший отношения между продюсером, актрисой и двумя режиссёрами – «автором» и «массовым». Пятый герой представления – зритель, ради которого всё, по сути, и делается. Только вот настоящий зритель себя в нём узнать не смог – потому как в сочинский Зимний театр допускаются только профессионалы киноотрасли. Для жителей города и многочисленных отдыхающих кино крутят на площади – и открыл эту программу мультфильм «Три богатыря на дальних берегах». Его участники фестиваля смотреть уже не остались – их ждал торжественный приём на берегу моря и зажигательный концерт группы «Несчастный случай».
См. также
«Дюжина «Кинотавра»: что покажет лучший российский кинофестиваль»