Религия

Киселев предложил РПЦ поспорить о суррогатном материнстве

17 26798

Тележурналист Дмитрий Киселев призвал представителей Русской православной церкви к участию в религиозно-светской дискуссии относительно суррогатного материнства, результатом которой бы стало появление в российском обществе соответствующей моральной нормы.

Поводом для предложения поспорить о суррогатном материнстве стало интервью телеведущей Яны Рудковской журналу «Hello!», в котором она заявила, что вместе со своим мужем фигуристом Евгением Плющенко намерена воспользоваться услугами суррогатной матери и уже нашла подходящую женщину. Перед этим Рудковская несколько раз пыталась забеременеть с помощью экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), но безуспешно.

«Понимаю, что вопрос дискуссионный. Ну, и хорошо. Наша Церковь как важнейший и уважаемый общественный институт не раз доказывала, что способна и к внутренним дискуссиям, и к дискуссиям на остросоциальные темы», — заявил Киселев в программе «Вести недели» на телеканале «Россия 1».

«Это все естественно и нормально по мере развития культуры нашей цивилизации и появления новых нравственных вызовов», — добавил он, отметив, что олимпийский чемпион Плющенко считает себя «глубоко верующим человеком», и не только живет в законном браке, но и обвенчан с Рудковской.

У обоих супругов есть дети от предыдущих браков, а также один общий сын. Дмитрий Киселев со ссылкой на слова 44-летней Рудковской сообщил, она прошла через четыре процедуры ЭКО, но в результате все подсаженные ей эмбрионы отторгались. Кроме того, Киселев сослался на данные Европейского центра суррогатного материнства, согласно которым в России от суррогатных матерей каждый год рождается как минимум 22 тысячи детей.

Ранее дискуссии вокруг вопроса этичности услуг суррогатных матерей неоднократно возникали стихийно. Как ни странно, в них феминистки оказались на стороне православных: они тоже выступают за полный запрет на суррогатное материнство, даже в тех случаях, когда на такой шаг женщину толкает не нужда в деньгах, а альтруистические мотивы, например желание помочь родственникам.

Согласно светским законам России, суррогатное материнство официально разрешено с 2011 года, когда Госдума приняла ФЗ-323 «Об основах охраны здоровья граждан РФ». Статья 55 этого закона гласит, что суррогатное материнство представляет собой вынашивание и рождение ребенка по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям.

С точки зрения государства, суррогатной матерью вольна стать любая женщина в возрасте от двадцати до тридцати пяти лет, имеющая не менее одного здорового собственного ребенка, получившая медицинское заключение об удовлетворительном состоянии здоровья, а также давшая письменное информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство.

В то же время, согласно церковным документам «О крещении младенцев, родившихся при помощи „суррогатной матери“» и «Основы социальной концепции Русской православной церкви», практика суррогатного материнства в РПЦ однозначно осуждается, а условием крещения рожденных этим путем детей ставится покаяние их родителей.

Суррогатное материнство противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе, поскольку сама методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности, указывают в Церкви.

В РПЦ считают, что суррогатное материнство травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и ребенка, который впоследствии может испытывать кризис самосознания. Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью.

Помимо этого, Синод отметил и общественную опасность практики суррогатного материнства: «В данном случае понимание человека как уникальной личности подменяется образом человека как биологической особи, которую можно произвольно конструировать, манипулируя элементами „генетического материала“».

В начале 2019 года депутат Госдумы Виталий Милонов подготовил законопроект, который фактически запрещает платное суррогатное материнство в России, однако не был поддержан другими парламентариями.