Военное дело

Китай будет воевать с США советскими раритетами времён холодной войны

0 2793

Прошедшие в прошлом месяце военные учения Китая в Тайваньском проливе продолжают вызывать множество вопросов в части использованной Пекином военной техники.

Ранее мы уже говорили о новейших боевых кораблях и ударных самолётах НОАК, продемонстрировавших возможности в окрестностях мятежного острова. Но настоящее недоумение вызывает массированное использование Китаем одного из самых неоднозначных образцов вооружений — дальнего бомбардировщика Xian H-6, являющегося лицензионной копией советского боевого самолёта Ту-16 времён холодной войны.

Вперед, на Тайвань!

Как и США, до сих пор имеющие на вооружении модернизированные версии бомбардировщика B-52 пятидесятых годов прошлого века, Китай успешно модернизировал реактивный Xian H-6 примерно того же исторического периода, чтобы продолжать полёты в XXI веке.

Новые старые бомбардировщики показаны китайским телевидением взлетающими в непосредственной близости от Тайваня. По заявлению китайских военнослужащих, манёвры Joint-Sword 2024B стали «строгим предупреждением» в адрес стремящихся к независимости тайваньцев.

Министерство национальной обороны Тайваня сообщило, что в течение 25 часов после начала учений вокруг острова обнаружено 153 китайских боевых самолёта и 14 военных кораблей. В ведомстве сообщили, что 111 самолётов пересекло срединную линию Тайваньского пролива и вошло в опознавательную зону противовоздушной обороны острова.

«Три группы по три самолёта H-6 обнаружено действующими в воздушном пространстве острова во время военных учений Китая. Две из групп проводили имитационные учения по атаке», — говорится в сообщении министерства.

Пекин заявляет, что Тайвань является частью Китая, и не исключает применения силы для взятия острова под контроль. Лидеры Тайваня отвергают любые посягательства на суверенитет своей страны.

Военные возможности Китая находятся в центре внимания, поскольку напряжённость в отношениях между Пекином и США нарастает с возвращением Дональда Трампа в Белый дом.

Прошедший на прошлой неделе в Чжухае аэрокосмический салон стал главной площадкой, на которой НОАК продемонстрировала передовые достижения в области боевой авиации, БПЛА и космической техники.

В бой идут одни… раритеты

Китайский бомбардировщик Xian H-6. © flickr.com

Использование в недавних учениях пусть и модернизированных, но всё равно довольно древних H-6, продемонстрировало яркий контраст со всем, что летало в небе над Чжухаем.

Эксперты по-прежнему рассматривают все возможные версии того, зачем ВВС НОАК понадобилось обратиться к самолётам, созданным около 70 лет назад с вполне конкретными целями, соответствующими запросам холодной войны.

На данный момент известно, что после модернизации некоторые H-6 способны запускать баллистические ракеты, оснащённые ядерными боеголовками, в то время как другие могут нести несколько дальнобойных противокорабельных ракет и ракет «воздух — земля».

Некоторые модернизированные бомбардировщики способны дозаправляться в полёте, что позволяет им летать с баз на материковой части Китая и наносить удары по целям в глубине западной части Тихого океана на Гуаме и в других местах, где у США сосредоточены крупные базы.

Ставка НОАК на дальние бомбардировщики H-6 может означать, с одной стороны, попытку Китая выстроить классическую ядерную триаду, а с другой — продемонстрировать США досягаемость всех американских сил и баз в Тихоокеанском регионе.

Что это и зачем оно нужно?

Бомбардировщик Xian H-6 в Военном музее Китайской народной революции. © Tyg728

В отличие от США, прекративших производство стратегических бомбардировщиков B-52 в 1962 году, Пекин продолжил выпуск двухмоторного Xian H-6 на заводе в центральном Китае.

По словам бывшего офицера ВМС США и эксперта по Вооружённым силам Китая Томаса Шугарта, в настоящее время в ВВС Китая насчитывается около 230 таких бомбардировщиков.

Xian H-6 является копией и последующим развитием советского Ту-16, принятого на вооружение в начале 1950-х годов и получившего кодовое название НАТО Badger («Барсук»).

Первый H-6 построен в конце шестидесятых годов, но самолёты этого типа до сих пор являются основой дальней авиации ВВС Китая.

Начало

Началом истории самолёта H-6 можно считать сентябрь 1957 года, когда Пекин приобрёл лицензию на строительство советских бомбардировщиков Ту-16. В 1959 году Китай получил два эталонных самолёта — один в разобранном состоянии, а другой в виде сборочного комплекта.

Первый Ту-16 китайской сборки поднялся в воздух 27 сентября 1957 года, получив обозначение H-6.

Охлаждение советско-китайских отношений в конце пятидесятых годов лишило Пекин доступа к советским авиационным технологиям. Однако в начале шестидесятых инженеры-конструкторы Xian Aircraft Company (XAC) получили распоряжение КПК изучить уже имеющуюся документацию по Ту-16 и начать строить подобную технику исключительно китайскими силами.

Советский бомбардировщик-прототип Ту-16. © Министерство обороны США

В 1964 году XAC начала подготовку к промышленному выпуску полностью китайской модели, получившей название H-6A. Тем не менее «новый» бомбардировщик представлял собой всё тот же Ту-16, хотя и полностью импортозамещённый.

В связи с невозможностью закупки советских турбореактивных двигателей Китаю пришлось начать производство собственных моторов Xian WP8, являющихся, как нетрудно догадаться, копией советских РД-3М, использовавшихся на Ту-16. То же самое касалось других узлов и агрегатов самолёта.

Первый полностью импортозамещённый H-6A взлетел в декабре 1968 года, после чего началось его серийное производство.

По понятным причинам китайский H-6A по своим характеристикам почти не отличался от советского прототипа. Самолёт имел общую длину 34,8 метра и размах крыльев 34,2 метра. Масса пустого самолёта составляла 38,5 тонн, а максимальная взлётная масса достигала 75,8 тонны. Два турбореактивных двигателя WP8 (РД-3М) тягой по 93,1 килоньютона обеспечивали ему максимальную скорость до 990 километров в час и крейсерскую на уровне 785 километров в час. Дальность полёта H-6A достигала 4300 километров, тогда как боевой радиус действия не превышал 1800 километров.

Экипаж Xian H-6A состоял из шести человек. Для защиты в воздухе самолёт имел семь автоматических пушек Type 23-1 калибра 23 миллиметра. Первые модификации H-6 могли нести только бомбовое вооружение до 9000 килограммов. Изначально оно состояло только из свободнопадающих конвенциональных бомб. Причём в дальнейшем H-6A стали носителями бомб с ядерным зарядом.

В начале девяностых годов появились новые модификации H-6, получившие возможность использования крылатых ракет и противоракетного вооружения. Ракетоносцы новых модификаций могли нести противоракеты YJ-62 или C-301, боеприпасы класса «воздух — земля» KD-88. В зависимости от типа боеприпасов бомбардировщики могут брать на борт от 2 до 6–7 ракет.

При этом в 2011 году на вооружение принята самая новая модификация ракетоносца — H-6K. Впервые за несколько десятилетий самолёт получил новые двигатели — Д-30КП-2 с тягой по 118 килоньютонов.

Замена двигателей и авионики позволила улучшить характеристики машины и сократить экипаж до четырёх человек. При этом боевой радиус H-6 увеличен до 3000 километров, а максимальный вес боевой нагрузки — до 12 тонн. H-6K имеет шесть пилонов для подвески крылатых ракет CJ-10A. Они способны развивать скорость до 1000 километров в час и доставлять ядерную или неядерную боевую часть на 2500 километров от точки пуска.

Новые возможности

Как сообщают тайваньские и японские военнослужащие, обновлённые H-6 в последние годы часто использовались для полётов вблизи их воздушного пространства. Они замечены над Южно-Китайским морем, где Пекин заявляет о суверенитете над обширными спорными территориями.

По мнению американских и тайваньских военных экспертов, в случае конфликта эти бомбардировщики будут представлять серьёзную угрозу для кораблей и целей на суше.

По словам Шугарта, китайская военная доктрина для кампаний по высадке на островах (например, в случае вторжения на Тайвань) призывает к ударам по штабам, объектам связи, логистическим центрам и другим ключевым целям, к атакам на аэродромы, порты и корабли в море.

«Ожидаю, что H-6 будут задействованы во всех этих видах операций», — говорит эксперт.

По его мнению, такие атаки будут скоординированы с ракетными ударами, что ослабит ПВО и создаст воронки на взлётно-посадочных полосах, чтобы запереть самолёты противника на земле. После этого они могут быть поражены крылатыми ракетами, запущенными с тех же H-6.

В середине сентября официальные китайские СМИ дали некоторое представление о роли, которую H-6 может сыграть в столкновении у побережья Китая.

Государственная телекомпания CCTV показала кадры одного из этих бомбардировщиков, летящего в ходе учений с истребителями и дальним разведывательным дроном WZ-7. В соответствии с данным видео дрон проник сквозь систему ПВО потенциального противника, определил цель и передал эту информацию на H-6. Далее было показано, как бомбардировщик запускает противокорабельную ракету.

Прототипы и последователи

Бомбардировщик Н-6. © Китайский музей авиации, Пекин

К боевым возможностям модернизированных советских бомбардировщиков середины прошлого века западные эксперты относятся довольно серьёзно.

Этому не мешает даже тот факт, что советский прототип H-6 — Ту-16 оказался далеко не самой удачной машиной и давно снят с вооружения. Созданный на базе Ту-16 первый советский реактивный пассажирский авиалайнер Ту-104 «прославился» рядом тяжёлых аварий с человеческими жертвами и довольно быстро был выведен из эксплуатации.

Впрочем, судьба прототипа нисколько не беспокоит китайцев, продолжающих активно модернизировать его последователя.

По мнению западных экспертов, в случае боевого столкновения с Китаем США должны попытаться нейтрализовать H-6, пока они находятся на земле.

«Любой здравый план войны будет нацелен на эти самолёты до того, как они смогут взлететь», — говорит декан вашингтонского Института аэрокосмических исследований Митчелла генерал-лейтенант ВВС США в отставке Дэвид Дептула.

По данным Командования воздушно-космической обороны Северной Америки (NORAD), 24 июля американские и канадские истребители были подняты в воздух для перехвата совместного патруля из двух китайских H-6 и двух российских «стратегов» Ту-95 вблизи Аляски.

По словам американских офицеров, в то время как ВКС РФ проводят регулярное патрулирование в этом районе, это первый случай, когда китайские бомбардировщики пролетели близко к материковой части США.