России, где малый и средний бизнес сегодня чувствуют себя весьма некомфортно, есть чему поучиться у соседнего Китая, где данный сегмент экономики является одним из ее локомотивов, как и во всем более или менее цивилизованном мире. В КНР «малышей» и «середнячков» поддерживают не только словом, но и делом. И в ответ они вкладывают в ВВП страны более 60%.
В России развитие малого и среднего бизнеса далеко от идеала, и потому опыт китайских коллег очень важен, отметил заместитель председателя Комитета Государственной думы по экономической политике Виктор Звагельский на пресс-конференции, посвященной второму российско-китайскому форуму, который пройдет в Сочи 30−31 мая.
Первый российско-китайский форум прошел год назад в Пекине и, по словам председателя Российско-китайского комитета мира, дружбы и развития, уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей Бориса Титова, оказался весьма продуктивным, помог завязать множество хозяйственных связей.
Основная цель этого форума — развитие прямых контактов деловых кругов России и КНР. Малый и средний бизнес — самый социальный по своей природе, это люди, которые производят основные продукты и услуги для населения, и их контакты особенно важны для налаживания добрососедских отношений двух стран.
В Китае насчитывается почти 70 миллионов субъектов малого и среднего бизнеса, рассказал директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Министерства экономического развития РФ Максим Паршин. В России, по его словам, «существенно меньше» — около 5−6 миллионов. Китайское правительство всячески заботится о своих «малышах». В России тоже стараются по мере сил, уверяет представитель Минэкономразвития, особенно в части поддержки экспорта российских предприятий в Китай.
В частности, на данный момент китайские потребители заинтересованы в поставках российских продуктов питания, которые стали выгодны из-за падения курса рубля. Но существуют большие сложности при сертификации в КНР «съедобного» импорта. Бюрократия в Китае почти такая же, как в России, а потеря времени и расходы, с этим связанные, особенно чувствительны именно для малого и среднего бизнеса, посетовал Борис Титов, отметив, что российской стороне хотелось бы более легкого доступа на китайский рынок.
Сегодняшнее стремление малого бизнеса России выйти на китайского потребителя продиктовано не только объективными текущими внутренними проблемами, но и возможностью взаимной интеграции, отметил Виктор Звагельский.
Китайские бизнесмены, в свою очередь, сами охотно вкладываются в производство продуктов питания на российской территории. В основном, конечно, в регионах, более близких к КНР, таких как Иркутская область. Предприниматели традиционно более активны в приграничных областях, это логично и нормально, отмечают эксперты. Но в Москве и Санкт-Петербурге китайцев не меньше, чем в Иркутске, уверяют они. И центральную часть России выходцы из Поднебесной тоже постепенно осваивают.
Главное, чтобы это освоение российских земель велось с соблюдением российских же стандартов, подчеркивают специалисты. Китайцы печально известны своим не слишком бережным отношением даже к собственной экологии, не говоря уже о чужой. Но при условии соблюдения всех местных требований китайским бизнесменам (и особенно их инвестициям), конечно, будут рады.
«С развитием отношений китайские предприниматели будут все дальше пробираться вглубь России, и мы это только приветствуем», — резюмировал Борис Титов. Он надеется, что уже в ближайшее время в России появится не менее 150 тысяч китайских малых и средних предприятий.
Китайские бизнесмены первыми из иностранных инвесторов рискнули прийти в постсоветскую Россию, напомнил Виктор Звагельский и выразил надежду, что новая плеяда китайских предпринимателей тоже найдет общий язык с российскими коллегами.