Китай одобрил пакет мер на 10 триллионов юаней (1,4 триллиона долларов) для поддержки слабеющей экономики. Потолок госдолга местных органов власти поднят до 35,52 триллиона юаней. Это позволит им выпустить дополнительные специальные облигации на 6 триллионов юаней в течение трёх лет для решения проблемы скрытого долга. Они смогут привлечь ещё в общей сложности 4 триллиона юаней в виде новой специальной квоты на местные облигации в течение пяти лет для тех же целей.
Этот план близок к верхнему диапазону прогнозов большинства экономистов, поскольку Пекин готовится к новым рискам, связанным с переизбранием Дональда Трампа на пост президента США.
Впервые с 2015 года Китай повысил потолок госдолга для местных органов власти в середине года. Это «важное политическое решение, которое принимает во внимание международные и внутренние условия развития, необходимость обеспечения стабильной экономической и фискальной деятельности, реальную ситуацию с развитием местных органов власти», заявил министр финансов страны Лан Фоан.
Министр финансов Китая Лан Фоан. © ru.wikipedia.org
По его словам, к концу 2023 года непогашенный скрытый долг составлял 14,3 триллиона юаней, а новый план может сэкономить около 600 миллиардов юаней на выплате процентов в течение пяти лет, что даст возможность привлечь ресурсы для увеличения инвестиций и потребления. Эта политика позволит сократить скрытый долг до 2,3 триллиона юаней к 2028 году, прогнозирует министр.
Местные власти нарастили скрытые долги после кризиса 2008 года. Тогда им официально не разрешалось выпускать облигации, поэтому средства на борьбу с последствиями экономического коллапса привлекались через так называемые местные государственные финансовые компании (LGFV). Эти компании берут займы от имени провинций и городов для финансирования инфраструктурных проектов, таких как дороги, мосты, аэропорты и промышленные парки.
По оценкам Международного валютного фонда, долг LGFV в прошлом году превысил 60 триллионов юаней (8,43 триллиона долларов), что эквивалентно примерно половине ВВП Китая. Схожие оценки даёт Nomura — от 50 до 60 триллионов юаней.
Падение цен на недвижимость в Китае резко ограничило значительный источник доходов местных органов власти, которые тоже были вынуждены тратить средства на борьбу с COVID-19 во время пандемии коронавируса.
В целом экономика Китая замедляется. В третьем квартале она выросла на 4,6%. Это самый слабый показатель с марта прошлого года. Подобная динамика ставит под сомнение способность Пекина достичь годовой цели роста в районе 5%. Поэтому в последние месяцы китайские власти активнее наращивают пакет стимулов. Он включает снижение процентных ставок, помощь фондовому рынку и рынку недвижимости.
Победа Трампа на выборах породила призывы к Пекину усилить политику по стимулированию внутреннего спроса, чтобы компенсировать потенциальное падение экспорта из-за тарифных угроз избранного американского президента.
Дональд Трамп. © flickr.com / Gage Skidmore
Стремление сократить скрытый долг, накопленный местными органами власти, который Лан назвал крупнейшим за последние годы, было воспринято экономистами Morgan Stanley как «критический шаг» в преодолении дефляционной спирали и «не менее важный» для прямого стимулирования спроса. Однако другие аналитики утверждают, что фискальные стимулы, направленные на стимулирование потребления, окажут более прямое и непосредственное влияние на экономический рост.
Тем временем появляются первые признаки того, что последний раунд мер поддержки мог возыметь некоторый эффект. Продажи жилья впервые в этом году выросли в октябре по сравнению с предыдущим месяцем, а деловая активность повысилась как в производственном секторе, так и в сфере услуг.