Китай наращивает свой ядерный потенциал. По данным Стокгольмского института проблем мира (SIPRI), в 2019 году КНР увеличила число имеющихся у нее ядерных боеголовок на 30 штук — до 320 единиц. По данному показателю страна вышла на третье место в мире после России и США, обогнав Францию, где число боеголовок за год сократилось до 290 (минус 10 единиц).
Россия и США, согласно докладу SIPRI, также сокращали свой ядерный потенциал (РФ — на 125, до 6375 единиц, США — на 385, до 5800 единиц), в основном в результате демонтажа устаревших боеголовок в рамках договора СНВ-3 (о контроле над стратегическими вооружениями). А вот Великобритания, Индия и Северная Корея, напротив, наращивали, но с заметным отставанием от Китая (плюс 15 у англичан и по 10 у двух других). У Пакистана и Израиля показатели не изменились.
В целом к январю 2020 года в мире насчитывалось 13,4 тысячи ядерных боеголовок — на 500 меньше, чем годом ранее, подсчитали в SIPRI. Но отметили, что одновременно все страны «ядерного клуба», включая Россию и США, реализуют масштабные и дорогие программы по модернизации ядерных вооружений. Это свидетельствует о «существенном развороте тренда на маргинализацию ядерного оружия», который господствовал с 1980-х, сокрушаются аналитики SIPRI.
В то же время набирает обороты кризис вокруг контроля за стратегическими вооружениями. Срок действия договора СНВ-3 истекает в феврале 2021 года, а его продление под большим вопросом: США хотят подключить к договору Китай и требуют от России убедить КНР присоединиться к переговорам.
Загадочные цифры
Оценки ядерного арсенала Китая выглядят сомнительными. Реального количества боеголовок в стране никто не знает, но еще лет пять назад назывались цифры в 400—500 единиц, отмечает военный эксперт Константин Сивков. Некоторые и вовсе считают, что сейчас их около 1,5 тысячи, в том числе примерно 800 боезарядов находится под землей, добавляет эксперт в сфере стратегических вооружений Владимир Евсеев.
© Коллаж/Ridus.ruПо мнению экспертов, 320 боеголовок — это ядерный потенциал стратегического радиуса действия, который еще 3—4 года назад достигал около 40—50 единиц. То есть это межконтинентальные баллистические ракеты наземного базирования и на подводных лодках.
Именно их ростом объясняется горячее желание США включить Китай в СНВ-3, тогда как российским интересам эти трехсторонние переговоры не отвечают. Дело в том, что раньше основная часть китайских ядерных боеголовок была размещена на ракетах средней и меньшей дальности. Территории США они не угрожали, только американским военным базам вблизи китайских границ (в Японии и Южной Корее). Однако по мере наращивания ракет межконтинентальной дальности ситуация принципиально меняется.
Долететь до Америки
Очевидно, что китайские межконтинентальные ракеты предназначены в первую очередь для сдерживания США и отчасти Европы (но она здесь вторична).
Китай наращивает ядерные вооружения в раках глобального противостояния с США в военно-политической сфере. Это сопровождается созданием надводного и подводного флота, увеличением количества боевой авиации. И в рамках такого противостояния КНР нужны ядерные боезаряды на стратегических носителях, чтобы исключить возможности США по оказанию на них давления, как в отношении острова Тайвань, так и в отношении Южно-Китайского моря и других вопросов, — поясняет Евсеев.В целом в Индо-Тихоокеанском регионе по военному потенциалу Китай стремительно догоняет США, добавляет он, и к 2025 году силы будут соизмеримы. К этому времени должна быть закончена программа развития военного потенциала КНР, с которой увязана и программа модернизации стратегических ядерных сил.
У них идет модернизация, постепенная замена ракет средней дальности на межконтинентальную дальность. Это сопровождается отработкой баллистических ракет подводных лодок, база которых находится на острове Хайнань. И одновременно создаются подвижные ракетные комплексы с межконтинентальной дальностью, которой достаточно для достижения территории США, — рассказывает эксперт. © Оксана Викторова/Коллаж/Ridus.ruНе удивительно, что американцев так сильно беспокоит наращивание Китаем «дальнобойного» ядерного оружия и США так настойчиво стремятся вовлечь КНР в договор СНВ-3.
А что Россия?
Для России размещение стратегических ядерных ракет Китая возле ее границ — не угроза, а демонстрация дружелюбия, отмечает Сивков. И это говорит о том, что КНР сегодня также не рассматривает Россию в качестве угрозы (по крайней мере, основной).
У стратегических баллистических ракет очень большая мертвая зона — более 2 тысяч километров. Вести стрельбу такими ракетами по России бессмысленно. При этом, размещая эти ракеты вблизи России, Китай тем самым подставляет их под удар российских сил общего назначения в случае военного конфликта. Так что это лишь подтверждает миролюбивость Китая в отношении нас, — уверен аналитик.Вместе с тем надо помнить и о том, что раньше отношение КНР к России было не столь теплым и ракеты средней и меньшей дальности тоже никуда не делись. При этом, по мнению эксперта, у Китая имеются определенные территориальные претензии к России, которые пока не озвучены. Так что Поднебесная вполне может рассматривать свой ядерный потенциал и в отношении сдерживания России.