Военное дело Технологии

Китай интегрировал робота и человека, создав неуязвимого «воздушного убийцу»

0 2419

Одиннадцатого ноября 2025 года Китай отметил 76-ю годовщину Военно-воздушных сил выпуском короткометражного фильма под названием «Дальние мечты», в котором впервые показан малозаметный беспилотник GJ-11 Sharp Sword (переименован в Dark Dragon) в одном строю с истребителем J-20 и самолётом радиоэлектронной борьбы J-16D.

Беспилотник GJ-11 с истребителем J-20 и самолетом J-16D. © Скриншот из видео

На видео беспилотный GJ-11 выруливает из ангара, взлетает и присоединяется к двум пилотируемым самолётам в строю. Это первое общедоступное изображение трёх самолётов, действующих вместе в рамках скоординированной последовательности действий.

Драконы

В этом видео GJ-11носит имя Xuanlong (или Dark Dragon), в то время как J-20 называется Weilong (или Mighty Dragon), что демонстрирует их интеграцию в одну оперативную структуру, ориентированную на скрытность.

Присутствие J-16D указывает на компонент радиоэлектронной атаки, дополняющий появление самолёта-невидимки. Эпизоды ролика включают запуск J-20 ракеты «воздух — воздух» и пуск ракеты «земля — воздух» HQ-20 с наземной платформы, что предполагает координацию между средствами противовоздушной и противоракетной обороны.

Фильм объединяет данные элементы в единое оперативное изображение модернизированных возможностей воздушного боя, показывая растущую синхронизацию китайских разведывательных, ударных самолётов и самолётов радиоэлектронной борьбы.

Для Китая сочетание трёх видов воздушных судов подчёркивает переход к взаимодействию пилотируемых и беспилотных средств, направленному на выполнение общей задачи.

Взаимодействие робота и человека

Боевая конфигурация беспилотного истребителя GJ-11 подразумевает множество потенциальных ролей, включая удары глубокого проникновения, наблюдение и операции по постановке ложных целей против передовых сетей ПВО. Присутствие в тройке J-16D говорит о роли в ней средств РЭБ, предположительно, включающих в себя широкополосные глушители, необходимые для защиты самолётов-невидимок J-20 и J-35 и каналов связи с беспилотником.

Последовательность полёта демонстрирует возможную структуру, в которой пилотируемые истребители (например, J -20S) управляют GJ-11 через зашифрованные каналы передачи данных, позволяя одному пилоту контролировать или координировать несколько беспилотников. Позиция GJ-11 рядом с J-20 и J-16D подразумевает создание ударных пакетов, в которых самолёты-невидимки проводят атаки, бортовые постановщики помех ухудшают работу радаров противника, а беспилотники расширяют дальность поражения.

Вместе они могли бы образовать объединённое подразделение, оптимизированное для прорыва интегрированных систем ПВО и поддержания операций в ожесточённо оспариваемом воздушном пространстве.

GJ-11

Конфигурация летающего крыла GJ-11 минимизирует радиолокационные отражения за счёт отказа от вертикальных стабилизаторов и сглаживания профиля планера.

GJ-11. © wikipedia.org

Размах крыльев дрона составляет приблизительно 14 метров, а длина — 12 метров. Два внутренних отсека вмещают от четырёх до шести высокоточных планирующих боеприпасов малого диаметра или радиоэлектронную полезную нагрузку. Экранированное выхлопное отверстие снижает инфракрасную заметность, в то время как зубчатые створки отсека и композитные материалы ограничивают радиолокационное отражение.

Судя по внешнему виду, платформа может использовать один турбовентиляторный двигатель, создающий около 50 килоньютонов тяги, что обеспечивает дозвуковую крейсерскую скорость с боевым радиусом, превышающим 1200 километров. Расчётная продолжительность полёта беспилотника составляет от 4 до 6 часов, в зависимости от конфигурации полезной нагрузки.

Такие характеристики позволяют выполнять длительные разведывательные и высокоточные ударные миссии, сохраняя низкую заметность. Общая структура соответствует аппарату, способному действовать автономно или под дистанционным управлением в сложной радиоэлектронной обстановке.

Готов к постановке на вооружение?

Зарегистрированная за последние два года активность показывает, что GJ-11, ранее прозванный «Острым мечом», переходит от проверки концепции к постоянным испытаниям и ограниченному оперативному применению. Замечено, что несколько подразделений проводили скоординированные полёты на крупных испытательных полигонах. Данное обстоятельство указывает на учения по управлению строем и последовательности выполнения миссий.

Операции с высокогорных аэродромов на юго-западной границе предполагают адаптацию к более разреженным воздушным и рельефным условиям, что важно для миссий в районах плато. Такие развёртывания подразумевают постоянную оценку дальности действия, поведения радиолокационной сигнатуры и стабильности связи на больших расстояниях. Модели повторных вылетов указывают, что испытываются скоординированные наборы миссий, потенциально имитирующие автономное роение. Оценка выносливости, испытания разделения вооружения и интеграция каналов передачи данных могут проходить в рамках оценки боеготовности. Хотя официальных данных по испытаниям по-прежнему нет, частота и распределение мероприятий указывают на продвинутую фазу обкатки, предшествующую ограниченному вводу в эскадрилью.

О пользе «китайского кино»

Фильм о ВВС Китая иллюстрирует более широкую модернизацию, включающую искусственный интеллект, симуляцию и цифровое обучение. В других видеороликах, выпущенных в тот же день, описывается гибридная учебная сеть, объединяющая реальные самолёты, современные симуляторы и «цифровые силы» на базе ИИ. Согласно видеороликам, такая сеть позволяет проводить учения в смешанной реальности, где алгоритмы динамически меняют тактику в ходе учебных боёв.

Для китайских пилотов такие среды позволяют операторам оттачивать координацию действий пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов без значительных затрат лётных часов и риска.

Компонент на базе ИИ поддерживает моделирование решений в реальном времени, адаптивное воспроизведение угроз и автоматизацию разбора заданий. Такие функции ускоряют разработку новых доктрин воздушного боя, основанных на интеграции человека и машины. ВВС Китая утверждают, что благодаря объединению имитированных и реальных данных они могут тестировать иерархии командования для управления несколькими БПЛА, экспериментировать с распределённым объединением данных датчиков и оценивать устойчивость к радиоэлектронным помехам. Модель позволяет эффективно использовать ресурсы, поддерживая высокую частоту тренировок.

Начинка

Технические оценки предполагают, что внутренние отсеки GJ-11 могут нести небольшие высокоточные бомбы, разведывательные датчики, а морская конфигурация может включать противорадиолокационные или противокорабельные боеприпасы.

Модульность планера подразумевает гибкость между функциями сбора разведывательной информации и ударными функциями. Возможно, каналы связи работают на зашифрованных частотах, совместимых с существующими сетями передачи данных истребителей. Ожидается, что бортовой компьютер миссии будет обладать полуавтономными возможностями навигации и реагирования на угрозы, что позволит работать независимо при отключении от командного ввода. Системы управления полётом, основанные на fly-by-light или волоконно-оптической передаче, улучшат устойчивость к помехам. Структурный анализ композитного крыла предполагает ограниченные отражения радара в диапазоне 3–18 ГГц.

В целом подобные характеристики указывают на ударный беспилотник, предназначенный для постоянной работы в спорных зонах и адаптируемый к различным миссиям.

Вариант GJ-11 для морского применения представляется всё более вероятным в рамках развития китайской палубной авиации. Модификации для использования на борту корабля будут включать складывающиеся крылья, усиленное шасси и антикоррозионные покрытия, подходящие для палубных операций. Взлёт и посадка могут осуществляться с помощью электромагнитных катапульт и аэрофинишеров, аналогичных используемым на авианосце класса «Фуцзянь».

GJ-11. © Скриншот из видео

Морская модель может обеспечить возможности раннего предупреждения, создания ложных целей или нанесения точечных ударов для сопровождения пилотируемых истребителей J-35. Включение палубных беспилотников расширит зону наблюдения и атаки на несколько сотен километров за пределы периметра оперативной группы.

Интеграция малозаметных беспилотных летательных аппаратов на море станет значительным шагом вперёд в распределённых ударных операциях, позволяя одновременно вести боевые действия с морских и воздушных платформ.