Экономика

Китай ищет способы заставить население покупать произведенные товары

0 2752

Китай использует сверхдлинные казначейские облигации для финансирования программ, которые подогревают спрос населения на товары. Это отличается от обычного подхода к поддержке экономики и подпитывает ожидания дополнительных стимулов, нацеленных на спрос домохозяйств.

Государственное агентство по планированию заявило в четверг, что около 150 миллиардов юаней (20,7 миллиарда долларов) из одного триллиона юаней, которые Китай привлечет в этом году за счет специального выпуска долговых обязательств, пойдут на субсидирование замены старой бытовой техники, автомобилей, велосипедов и других товаров.

Эта сумма эквивалентна 0,12% объема производства в экономике и 0,3% розничных продаж в 2023 году, и она слишком мала, чтобы ощутимо повернуть экономику в сторону потребления или гарантировать достижение целевого показателя роста примерно на 5% в этом году. Но это показывает, что власти наконец-то готовы протестировать меры, к которым давно призывали экономисты.

Разворот в сторону потребления

Специальные облигации традиционно используются для финансирования «стратегической» инфраструктуры и инвестиций, связанных с безопасностью. Китайцы меняют способ использования таких средств в соответствии с изменениями в экономике, сказал Reuters экономист Hwabao Trust Не Вэнь.

«Это важное изменение. Наиболее серьезной проблемой, с которой сталкивается экономика, является слабый спрос, поэтому расширение внутреннего спроса станет более значимым направлением политики», — уточнил он.

По мнению экономистов, на заседании политбюро в этом месяце или позже в этом году могут быть объявлены дополнительные меры стимулирования, если рост ВВП не ускорится.

© flickr.com

После того, как китайские чиновники освободили экономику от трехлетних ограничений, связанных с COVID-19, они надеялись, что стимулирование промышленного сектора стабилизирует рынок труда и приведет к росту заработной платы и потребления. Вместо этого увеличение производственных мощностей привело к ценовым войнам и гонке за сокращением расходов. В итоге зарплаты снизились, а неопределенность в отношении занятости и страдания потребителей из-за кризиса в недвижимости усилились.

Экономика Китая не оправдала прогнозов роста во втором квартале и осталась в дефляционном состоянии, при этом розничные продажи и импорт значительно уступают показателям промышленного производства и экспорта.

Подводные камни

Китай инициировал схему обмена потребительскими товарами в марте, но ранее Пекин привлек к ее финансированию местные органы власти, испытывающие нехватку средств, что привело к плачевным результатам. Общий объем средств, выделенных с марта, неизвестен, но продажи бытовой техники в июне оказались на 7,6% ниже, чем в прошлом году, а продажи автомобилей снизились на 6,2%.

Программа потребления в Китае — редкий шаг, но все же она сильно отличается как по масштабу, так и по размерам от раздач, которые наблюдались в США и других странах во время пандемии, и аналитики высказывают опасения по поводу ее структуры. Одна из проблем заключается в том, что массовое потребление товаров длительного пользования в 2024 году сокращает ожидаемые расходы на такие товары в последующие годы.

«Сегодня вы покупаете автомобиль, но в следующем году вы не купите другой. Это окажет некоторое сдерживающее воздействие на потребление товаров длительного пользования и соответствующие инвестиции в будущем», — поясняет доцент кафедры прикладной экономики Пекинского университета Тан Яо.

Один из собеседников агентства признался, что купил по этой схеме кондиционер за 3000 юаней (414 долларов), который ему действительно был нужен, но не потратил сэкономленные 1000 юаней ни на что другое, поскольку не был «настроен оптимистично» в отношении экономики.

Сомнительная эффективность

Обновленная программа предусматривает государственные субсидии в размере до 2000 юаней на приобретение бытовой техники и 20 тысяч юаней на электромобили, независимо от доходов потребителей. Потребители, для которых покупка новых автомобилей или холодильников не первостепенна, могут пересмотреть свои планы и приобрести технику со скидкой в рамках программы, но при этом они потратят деньги, которые в противном случае могли бы использовать для других товаров и услуг.

© соцсети

Но в нынешнем виде компромиссы также можно рассматривать как субсидии производственным предприятиям, поскольку они направляют ресурсы домохозяйств в отрасли, которые создали большие запасы из-за расширения производственных мощностей в условиях ограниченного спроса.

Вот почему такие схемы «часто подвергаются критике за неэффективность», отмечает главный экономист S& P Global по Азиатско-Тихоокеанскому региону Луис Куиджс. «С микроэкономической точки зрения, подачка в виде определенной суммы денег более эффективна для повышения благосостояния людей, чем целевая помощь такого же размера», — говорит он. Но она также может «быть очень неэффективной, если люди просто решат положить ее на свой банковский счет».