Экономика

Китай призывали активней открывать производства в России

0 2721

В Пекине презентован первый рейтинг продуктивности взаимодействия регионов Российской Федерации с Китайской Народной Республикой в 2022–2023 годах, подготовленный Российско-китайским комитетом дружбы, мира и развития, при участии фонда «Петербургская политика».

По словам президента фонда Михаила Виноградова, в основу документа положена оценка интенсивности контактов, структуры внешнеторговых связей, способности регионов привлекать китайские инвестиции и размещать отдельные производства на своей территории. Регионы РФ распределены по категориям продуктивности взаимодействия («высокая», «умеренная», «низкая»), с присвоением каждому субъекту оценки результативности от 1 до 10 баллов.

Что касается данного рейтинга, то наивысшую оценку в нем (9 баллов) получили Амурская область, Приморский край, Еврейская автономная область, Республика Татарстан и Тульская область.

По мнению уполномоченного при Президенте России по защите прав предпринимателей Бориса Титова, одновременно являющегося сопредседателя Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития, в том, что на вершине рейтинга оказались приграничные с Китаем регионы, нет ничего удивительного. Активное сотрудничество с восточным соседом здесь определяется самой географией.

Так, в Амурской области при участии China Energy Engineering Corporation и China Gezhouba Group построен Амурский газоперерабатывающий завод. Открыта фабрика по производству и переработке древесины, обсуждаются планы совместных предприятий по глубокой переработке ресурсов, газохимии. В Еврейской АО корпорация «Сюань Юань» подписала соглашения о намерениях строительства конвейерной системы через Амур для перевалки сыпучих грузов и трансграничного перевалочного комплекса для продуктов нефтехимии, сжиженного газа, нефтепродуктов, сырой нефти.

© unsplash.com

«В Приморском крае проектов множество: 38 резидентов ТОР и СПВ привлекают китайские инвестиции, создавая в сумме 8500 рабочих мест. „Китайстрой“, China Communications Construction Company участвовали в сооружении верфи „Звезда“ в городе Большой Камень. Heilongjiang Energy Engineering рассматривает возможность строительства завода железобетонных изделий, Blue Sky International Construction Company — завода по производству металлоконструкций из проката. И так далее», — говорит Борис Титов.

Однако, по его словам особое внимание обращают на себя регионы, не расположенные к Китаю настолько близко, как те, что были перечислены выше.

«Например, Татарстан. Здесь уже работает немало заводов по выпуску китайской продукции, но лично мой безусловный фаворит среди инвестиционных проектов — это логистический центр имени Дэн Сяопина, который строится в Алабуге. Он станет крупнейшим в России, будет еженедельно принимать и отправлять минимум по одному поезду в Китай, а также станет перевалочным терминалом для отправки грузов по остальной России. Не могу не подчеркнуть, что руководство Республики Татарстан проявляет реально высокий интерес к мировому опыту: Китай, Сингапур, Малайзия», — продолжил Титов.

Особого внимания сопредседателя Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития удостоилась Тульская область, также заслужившая место в верхней части рейтинга, в первую очередь благодаря автозаводу Haval.

На данный момент завод увеличивает количество персонала и в 2024 году планирует полностью локализовать производство.

«Завод Haval был первым опытом производства китайских автомобилей в России, когда еще об этом никто не думал настолько серьезно, как сейчас, — напомнил Борис Титов. — Корпорация Great Wall рискнула, прошла этот путь первой и сейчас закономерно является лидером продаж в России. Проект шел не всегда гладко, я, как уполномоченный, подключался к решению проблем, но сейчас китайские коллеги получают заслуженный результат. Хочу подчеркнуть, что локализация выгоднее, чем экспорт готовых автомобилей, и нужно стимулировать инвестиции именно в производство на территории России».

При этом, Титов призвал китайских автопроизводителей следовать примеру Haval и активнее вкладываться в производство на территории России.

Как отметил сопредседатель Комитета, рейтинг регионов решено сделать ежегодным, более того, по его словам, через какое-то время может появиться встречный рейтинг — китайских провинций, взаимодействующих с Россией.