Китай стремительными темпами совершенствует собственный военно-морской флот, сокращая технический и технологический разрыв с США и другими морскими державами.
На данном этапе Пекин активно осваивает строительство наиболее сложных и дорогих боевых кораблей современности — авианосцев. При этом самое важное заключается в том, что китайские корабелы наконец-то оторвались от старых канонов времён СССР, по которым построены советские тяжёлые авианесущие крейсеры. На их базе и создан китайский авианосный флот первого поколения.
«Фуцзянь»
Некоторое время назад Китай осуществил успешные запуски трёх типов самолётов с самого современного авианосца «Фуцзянь» с помощью новой электромагнитной катапульты. Для Пекина данные запуски стали настоящим технологическим прорывом, поскольку означают полный отход от старой советской системы запуска с помощью носового трамплина. Удачная для своего времени схема полностью исчерпала потенциал и более не подходит для запуска современных летательных аппаратов. В первую очередь это относится к самолётам пятого поколения без системы вертикального взлёта.
На опубликованных государственной телекомпанией CCTV в понедельник кадрах запечатлён китайский истребитель-невидимка пятого поколения J-35, истребитель 4,5-го поколения J-15T, тяжёлый самолёт дальнего радиолокационного обнаружения и управления KJ-600, взлетающие с авианосца «Фуцзянь». Взлёт осуществляется с использованием усовершенствованной пусковой системы EMALS.
Государственные китайские СМИ назвали испытания очередным прорывом в развитии авианосцев и важной вехой в продвижении военно-морской трансформации страны.
Прощайте, трамплины и паровые катапульты
Единственным в мире авианесущим кораблём с системой EMALS является новейший авианосец ВМС США USS Gerald R. Ford. Весной 2022 года судно сертифицировано для проведения взлётов с полётной палубы с использованием системы EMALS.
Данное событие произошло, когда делегация конгресса США находилась в Пекине для переговоров, направленных на укрепление двусторонних обменов. Это первый подобный визит в Китай за шесть лет.
По словам аналитика и бывшего капитана ВМС США Карла Шустера, успешные испытания «Фуцзяня», включавшие запуск с катапульты и посадку с торможением, означают, что ввод корабля в эксплуатацию может состояться всего через несколько недель, когда он войдёт в состав Военно-морских сил Народно-освободительной армии Китая (НОАК).
Шустер уверен, что в ближайшие несколько месяцев можно ожидать получения дополнительных сертификатов. Окончательные испытания способности «Фуцзяня» интегрироваться в состав ВВС и Ракетных войск НОАК могут состояться следующей весной.
Система EMALS
При этом система EMALS позволяет самолётам взлетать с более тяжёлым вооружением и топливной нагрузкой, чем применяемые на двух старых китайских авианосцах «Шаньдун» и «Ляонин» (полностью созданных на базе советских проектов), оснащённых взлётно-посадочными рампами типа трамплина. Данное обстоятельство позволяет самолётам «Фуцзяня» наносить удары по целям противника с больших расстояний.
Военные аналитики утверждают, что способность «Фуцзяня» запускать более крупные боевые самолёты с большей грузоподъёмностью на большие расстояния обеспечит авианосцу более высокую дальность боя по сравнению с его предшественниками в китайском флоте. Это обеспечивает ВМС НОАК возможности так называемой «голубой воды».
Безъядерный авианосец
В то время как система EMALS ставит «Фуцзянь» в один ряд с авианосцем USS Gerald R. Ford ВМС США (10 старых авианосцев ВМС США класса «Нимиц» используют паровые катапульты для запуска самолётов), китайский корабль не оснащён ядерной силовой установкой, как все американские авианосцы.
Ядерная энергия позволяет американским авианосцам оставаться в море, пока у экипажа есть запасы провизии. «Фуцзянь» работает на обычном топливе, поэтому ему нужно либо зайти в порт, либо встретить танкер в море для дозаправки.
Запах войны
По мере того как Китай наращивает военно-морскую мощь, он более напористо действует в региональных водах от Тайваньского пролива до Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей, что часто вызывает критику со стороны США и их региональных союзников — Японии и Филиппин.
Во вторник возглавляющий делегацию в Пекине представитель США Адам Смит, главный демократ в Комитете палаты представителей по вооружённым силам, заявил, что военные отношения между США и Китаем вызывают «особую обеспокоенность».
«Китай — самая быстрорастущая военная и ядерная держава в мире. У США самая мощная армия в мире и самый большой ядерный арсенал. Для нас опасно не поддерживать регулярную связь насчёт наших возможностей и намерений, чтобы мы понимали друг друга, а просчёты и недопонимания не привели к серьёзным проблемам. Мы видели это, когда наши корабли и самолёты, их корабли и самолёты подходили слишком близко друг к другу. Нужно более серьёзно обсудить устранение таких конфликтов», — заявил Смит в Пекине.
При этом американский демократ добавил, что стремительное развитие искусственного интеллекта, беспилотников, кибер- и космических возможностей лишь усугубило риск недопонимания.
Двухпартийная группа прибыла в Пекин в воскресенье и провела ряд встреч с китайскими официальными лицами, включая премьера Ли Цяна, министра обороны Дун Цзюня и вице-премьера Хэ Лифэна, который вёл торговые переговоры с США от имени Китая.
На встрече в понедельник Смит сообщил Дуну, что США хотят открыть каналы связи с Китаем, особенно по военным вопросам.
По данным китайских государственных СМИ, Дун призвал американских законодателей «устранить деструктивные и ограничивающие факторы» и предпринять конструктивные и прагматичные шаги для улучшения военных отношений между США и Китаем.
Поездка последовала за состоявшимся в пятницу телефонным разговором между президентом США Дональдом Трампом и лидером Китая Си Цзиньпином. Мероприятие является последним в череде встреч на высоком уровне между двумя странами в преддверии потенциального саммита их лидеров.
После разговора Трамп заявил, что встретится с Си на саммите АТЭС в Южной Корее в следующем месяце. Американский лидер запланировал посетить Китай в начале 2026 года. Главы государств договорились, что Си приедет в США «в подходящее время».