Бизнес Экономика

Китай теряет роль локомотива для нефтяного рынка

1 3943

По прогнозам, импорт сырой нефти в Китае достигнет пика уже в следующем году из-за снижения спроса. Это положит конец многолетней роли страны как главного локомотива нефтяной отрасли. Скорость китайского перехода на электромобили ошеломила производителей нефти и инвесторов. Согласно оценкам World Energy, ни один рынок не сможет заменить Китай, на долю которого приходится 41% ежегодного роста мирового потребления нефти, составлявшего в среднем 1,1 миллиона баррелей в сутки за последние три десятилетия.

В июле этого года в Китае впервые продано больше электромобилей и гибридов, чем автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Это событие сократило потребность страны в импорте сырой нефти для производства бензина. Затянувшаяся экономическая слабость замедлила общее потребление чёрного золота.

Преждевременный спад

Достигший трёхлетнего максимума в прошлом году спрос на транспортное топливо начал снижаться в 2024 году. Об этом рассказал Reuters аналитик Международного энергетического агентства (МЭА) Кьяран Хили. Спад наступил примерно на два года раньше, чем ожидало МЭА. По июньским прогнозам агентства, это должно было случиться в период 2025–2027 годов.

Автомобильные заторы в Пекине. © ru.wikipedia.org

Только растущий нефтехимический сектор Китая может поддержать спрос на нефть в ближайшие годы. Главный стратег по сырьевым товарам Morgan Stanley Мартин Ратс полагает, что потребление авиатоплива и продуктов нефтехимии в Китае будет расти примерно на 100–200 тысяч баррелей в сутки в год, что намного ниже долгосрочного тренда.

«Другие страны немного подтягиваются, но они не компенсируют замедление в Китае», — добавил Ратс.

Ожидается, что статистика прошлого месяца покажет увеличение импорта сырой нефти в Китае, однако за первые 10 месяцев 2024 года он сократился на 3,4% в годовом выражении. Сильнее показатель падал только в 2021 году (на 7,2% за тот же период) на фоне пандемии COVID-19.

Снижение спроса в Китае ударило по ценам на сырую нефть, которые большую часть года торговались в диапазоне 70–80 долларов за баррель, несмотря на конфликт на Ближнем Востоке. Это сорвало планы ОПЕК по увеличению поставок и привело к четырём последовательным пересмотрам в сторону понижения прогнозов картеля по росту спроса на 2024 год.

Пиковые споры

Спрос на дизельное топливо тоже падает, поскольку из-за кризиса в секторе недвижимости бизнес переходит на более дешёвые грузовики, работающие на газе. Спрос на авиатопливо продолжает расти, но этого недостаточно, чтобы компенсировать сокращение потребления бензина и дизеля. На этом фоне долгое время страдавший от избыточных мощностей нефтеперерабатывающий сектор Китая готовится к ускоренной консолидации.

Прогнозы относительно пика спроса на топливо и сырую нефть в Китае сильно различаются. Консалтинговая компания FGE полагает, что это может случиться уже в следующем году, когда спрос на сырую нефть составит 11,2 миллиона баррелей в сутки, что соответствует рекорду, установленному в 2023 году, и на 440 тысяч баррелей в сутки превысит уровень за первые 10 месяцев 2024 года.

По оценкам Energy Aspects, импорт сырой нефти в Китае может вырасти на 500 тысяч баррелей в сутки в период с 2024 по 2026 год по мере ввода в эксплуатацию новых перерабатывающих мощностей, что составляет в среднем 250 тысяч баррелей в сутки за год, при незначительном росте в дальнейшем.

Китайский нефтяной танкер. © flickr.com / Michael Coghlan

Перспективы спроса на дизельное топливо, на долю которого приходится более 20% потребления нефти в Китае, являются ключевым фактором изменения спроса. По оценкам FGE, пик спроса на дизельное топливо в Китае придётся на 2022 год. МЭА в ноябре заявило, что пик уже пройден в 2023 году и составил 3,7 миллиона ​​баррелей в сутки. S&P Commodity Insights прогнозирует его на уровне чуть более 4 миллионов баррелей в сутки в 2027 году.

По прогнозам МЭА, Energy Aspects и Rystad Energy, потребление бензина, другого важного нефтепродукта, достигнет максимума в этом году, поскольку потребители предпочитают электромобили и подключаемые гибриды.

Сомнительная перспектива

По данным МЭА, в условиях пикового спроса на топливо нефтехимическая промышленность станет основным двигателем среднесрочного роста спроса на нефть. При этом Китай готов увеличить импорт сжиженного нефтяного газа и этана для покрытия дефицита внутреннего предложения.

Аналитики утверждают, что пик общего спроса на жидкие нефтепродукты в Китае, включая нафту, сжиженный нефтяной газ и мазут, придётся на 2030 год и будет обусловлен нефтехимическим производством.

Китай стал крупнейшим производителем полимеров в годы пандемии коронавируса после крупных инвестиций частных компаний вроде Rongsheng и Hengli Group, государственных нефтеперерабатывающих компаний Sinopec и PetroChina, направленных на повышение уровня самообеспеченности нефтехимическими продуктами.

МЭА ожидает, что общий спрос на нефть в Китае достигнет пика к концу десятилетия и составит 18,1 миллиона баррелей в сутки, что на 1,5 миллиона баррелей в сутки больше, чем в 2023 году. Рост составит 2,7% в год с 2023 по 2025 год, а затем замедлится до 0,6% в год в период с 2026 по 2030 год.

На долю Китая в этом году придётся всего 108 тысяч баррелей в сутки от роста мирового спроса на 936 тысяч баррелей в сутки, что намного ниже типичного для страны повышения спроса на жидкие углеводороды на 40% в течение пяти лет до 2020 года. Об этом говорится в заметке Rystad Energy.

Хотя недавние стимулирующие меры Пекина оказали поддержку ценам на нефть, аналитики и отраслевые инсайдеры преуменьшают ожидания значительного повышения спроса. Поскольку сектор электромобилей растёт на удивление быстрыми темпами, бензин и дизельное топливо уходят в прошлое. Их всё больше заменяет СПГ. На это указал один из собеседников Reuters. Так как все спешат приобщиться к ожидаемому росту нефтехимической отрасли, эта перспектива, по его словам, тоже «не выглядит хорошей».