Экономика

Китай тонет в дефляции

0 2317

Потребительские цены в Китае в январе 2024 года упали на 0,8% в годовом выражении, показали данные Национального бюро статистики (НБС). Это самое резкое их снижение с 2009 года. Страна все глубже погружается в дефляцию.

Январская динамика цен оказалась заметно хуже показателя декабря (снижение на 0,3%) и прогнозов экономистов: они ожидали сокращения на 0,5%. При этом за месяц цены выросли на 0,3% после роста на 0,1% в предыдущем месяце.

Главным драйвером падения стали цены на продукты питания. Особенно заметно подешевела свинина — на 17,3%. Цены на овощи упали почти на 12%.

Индекс цен производителей (PPI), который измеряет оптовую стоимость товаров, в январе снизился на 2,5% в годовом выражении, что немного лучше декабрьского падения на 2,7%.

Аналитики объясняют резкий провал цен в январе сезонными факторами и допускают, что их спад уже достиг дна. Сильная дефляция в начале года отчасти связана с эффектом высокой базы. В том же месяце 2023-го цены выросли на 2,1% из-за скачка потребительского спроса на фоне отмены жестких ковид-ограничений и праздничных расходов. Китайский Новый год в 2023-м пришелся на конец января (в этом году он начнется 10 февраля).

«Из-за базового эффекта январские данные выглядят хуже, чем они есть на самом деле. Последовательные данные рисуют более оптимистичную картину», — сказал CNN главный экономист по Большому Китаю в ING Economics Линн Сонг.

По его оценкам, с февраля цены начнут расти не только в месячном, но и в годовом выражении.

Вторая по величине экономика мира борется с замедлением цен уже год. В попытках стимулировать рост она повышает ключевые ставки. Пекин отчаянно пытается восстановить доверие потребителей и инвесторов, однако пока не слишком успешно.

Экономисты ожидают всплеск потребительского спроса в период новогодних каникул, тем более что они впервые за несколько лет будет избавлены от влияния Covid-19. Предварительные данные показывают, что сейчас путешествует больше людей, чем до пандемии.

По данным министерства транспорта Китая, за первые 12 дней туристического ажиотажа китайцы совершили 2,2 миллиона поездок по воздуху и 12,9 миллиона поездок по железной дороге. По сравнению с 2019 годом эти показатели выросли на 17% и 23% соответственно.

Но не все эксперты настроены так радужно. Некоторые опасаются, что дефляционные ожидания укореняться в потребительском поведении. То есть, люди постоянно будут откладывать траты в надежде на дальнейшее снижение цен. Чтобы избежать этого, нужны «быстрые и агрессивные меры».

«Сегодняшние данные по индексу потребительских цен показывают, что Китай сталкивается с постоянным дефляционным давлением», — сказал Reuters главный экономист Pinpoint Asset Management Чживэй Чжан.