Экономика

Китай усиливает контроль над Европой в сфере поставок редкоземельных металлов

0 2202

В то время как Пекин продолжает усиливать свой контроль над потоками полезных ископаемых, необходимых западным странам для их зеленых, оборонных и цифровых амбиций, Европе приходится признать неприятную правду: в ближайшее время ей не удастся избавиться от доминирования Китая.

Введение китайским правительством в начале октября тотального экспортного контроля на редкоземельные магниты и сырье, необходимое для их производства, обострило давнюю торговую конфронтацию с США. Эмбарго грозит Евросоюзу огромным — и быстрым — сопутствующим ущербом и было вынесено на повестку дня саммита высокого уровня в четверг.

«Кризис поставок критически важного сырья больше не является отдалённой угрозой. Он уже на пороге. Теперь мы должны решительно и безотлагательно ускориться. Нам нужны более быстрые и надёжные поставки критически важного сырья, как здесь, в Европе, так и через надёжных партнёров», — заявила в своём выступлении председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен.

Действия Пекина вызвали резкую критику со стороны президента США Дональда Трампа, который пригрозил повысить пошлины на китайские товары до 100%. Трамп должен провести важную встречу с председателем КНР Си Цзиньпином в рамках Азиатско-Тихоокеанского саммита в конце октября.

Си Цзиньпин. © wikipedia.org

Под перекрестный огонь попал и ЕС, который импортирует почти все свои редкоземельные металлы и магниты из Поднебесной.

«Мы не заинтересованы в эскалации. Однако эта ситуация бросает тень на наши отношения. Поэтому необходимо скорейшее урегулирование», — заявил журналистам во вторник глава внешнеторгового ведомства ЕС Марош Шефчович.

Китай и ЕС «активизируют контакты на всех уровнях» по этому вопросу, добавил Шефчович. По его словам, министр торговли Китая Ван Вэньтао принял приглашение посетить Брюссель в ближайшие дни для обсуждения ограничений.

ЕС также проводит консультации с группой промышленно развитых стран G7 по вопросу скоординированных мер в отношении критически важных минералов в преддверии министерской встречи, которая состоится 30-31 октября в Канаде.

Однако за разговорами об адекватных дипломатических ответных мерах и потенциальных ответных санкциях нельзя забывать о доминирующем положении Китая в сфере редкоземельных металлов, которое он укреплял десятилетиями. По крайней мере, пока.

«В краткосрочной перспективе вы ничего не можете сделать, кроме как попытаться договориться с китайцами», — сказал POLITICO старший научный сотрудник Оксфордского института энергетических исследований Филип Эндрюс-Спид.

Удар по больному месту

Пекин доминирует во всей цепочке поставок редкоземельных металлов — группы из 17 минералов, используемых в постоянных магнитах, которые используются повсюду: от электромобилей и ветряных турбин до истребителей F-35 и военных кораблей. В соответствии с новыми мерами экспортного контроля, импортерам потребуется государственная лицензия для доступа не только к этим постоянным магнитам, но и к очищенным металлам и сплавам, из которых они производятся.

Китай уже использовал своё лидерство в производстве и переработке критически важного сырья, в частности редкоземельных элементов, таких как скандий, иттрий и диспрозий, в качестве оружия в ответ на первую волну карательных пошлин, введённых Трампом ещё в апреле. В конце концов, Белый дом сдался.

На этот раз китайский экспортный контроль снова является «ответной мерой на политику США», заявил один из собеседников издания.

ЕС тоже страдает. «Последствия прямые и колоссальные, особенно для оборонного сектора. Оборонная промышленность ЕС рискует остановиться, поскольку дефицит запасов может привести к тому, что ей будет трудно производить и поставлять достаточное количество оружия для Украины», — отмечают Тобиас Герке и Янка Эртель из Европейского совета по международным отношениям.

По данным Международного энергетического агентства, на долю Китая приходится 61% добычи и 92% переработки редкоземельных металлов. Китай обеспечивает почти 99% поставок 17 редкоземельных металлов в ЕС, а также около 98% постоянных магнитов на их основе.

Дипломатия аутсайдеров

В дополнение к своей монополии на минеральные ресурсы Пекин создал правовую основу для извлечения из нее выгоды — с помощью инструментария экспортного контроля, аналогичного тому, который Вашингтон использует для ограничения экспорта передовых технологий в Китай.

Вашингтон. © wikipedia.org

У ЕС нет сопоставимого арсенала, который позволил бы ему ответить тем же. В то время как экспортный контроль стал одним из основных пунктов стратегий торговых переговоров Вашингтона и Пекина, для Брюсселя защита национальной безопасности остаётся единственным законным оправданием для применения таких мер.

«ЕС необходимо будет найти способ жить в этой новой реальности», — заявила старший аналитик аналитического центра Merics Антония Хмайди.

Блоку, возможно, придется отказаться от своей веры в основанную на правилах торговую систему, которая была характерна для эпохи после Второй мировой войны. Использование доступа на рынки ЕС в качестве оружия может стать мощной альтернативой, добавила она.

Усиливаются призывы к подготовке инструмента ЕС по борьбе с принуждением (ACI), единственного инструмента торговой политики, который ЕС может использовать против экономического принуждения. Действуя в основном путем сдерживания, так называемая торговая «базука» блока направлена на предотвращение давления иностранных держав на европейские страны, но предусматривает принятие мер только в крайнем случае.

«Это обычное бряцание оружием, на данном этапе вопрос об активации ACI серьезно не рассматривается», — сказал POLITICO один европейский дипломат.

На вопрос о том, рассматривает ли исполнительная власть ЕС возможность использования ACI, заместитель главного представителя Еврокомиссии Улоф Гилл ответил: «Сейчас мы сосредоточены на взаимодействии и не собираемся строить предположения о каких-либо других возможностях».

Результаты такого взаимодействия пока незначительны. В июне Пекин согласился создать «зелёный коридор» для европейских компаний, чтобы ускорить процесс одобрения экспортных лицензий. Тем не менее, по словам Шефчовича, лишь половина из 2000 приоритетных заявок, поданных европейскими компаниями в китайские власти, была «рассмотрена должным образом».

Много слов, мало пользы

В дальнейшем ЕС необходимо значительно активизировать усилия по диверсификации. На встрече с лидерами отрасли в понедельник комиссар по промышленности Стефан Сежурне заявил, что, по словам его кабинета, реакция ЕС должна строиться на двух столпах: дипломатическом решении и более устойчивой цепочке поставок.

Но это не произойдет в одночасье. Особенно после того, как два года назад исполнительная власть ЕС представила свой грандиозный план по диверсификации поставок сырья за счет сокращения поставок из Китая, чиновники подчеркивают необходимость создания больших запасов металлов и минералов, наращивания внутренней добычи и производства, а также заключения новых партнерских соглашений.

Однако конкретные действия пока отстают: эксперты и представители отрасли сетуют на отсутствие финансирования.

Джеймс Уотсон, генеральный директор лоббистской организации Eurometaux, сотрудничающей с металлургами, приветствовал решение исполнительной власти ЕС предоставить статус «стратегического проекта» примерно 60 шахтам и нефтеперерабатывающим заводам внутри блока и за его пределами, но добавил: «Нам по-прежнему необходимо целевое финансирование для этого сектора, а также решение структурных проблем, таких как высокие цены на энергоносители и возросшее административное бремя, которые ставят нас в невыгодное положение по сравнению с нашими мировыми конкурентами».