Наука и техника

Китай захватывает небо над миром: тренды и новинки Ле Бурже — 2017

1 2932

На прошлой неделе крупнейшие мировые производители и потребители авиационной техники и сопутствующей продукции собрались в пригороде французской столицы, чтобы подписать крупные контракты и как можно громче анонсировать свои разработки на крупнейшем международном авиасалоне Paris Air Show, более известном в России как авиасалон в Ле Бурже.

Среди новинок, расположившихся на раскаленном от жары асфальте аэропорта Ле Бурже, отчетливо прослеживался быстрый рост возможностей беспилотников и поиск крупнейшими производителями новых путей развития вертолетной техники.

Самые же крупные контракты пришлись на долю пассажирских авиалайнеров, производители которых прозаично борются друг с другом за каждый процент экономии на расходах своих потенциальных покупателей. Такая смесь технологической романтики и прагматического расчета, характерная для консервативной авиационной отрасли, стала основным трендом Парижского авиасалона 2017 года. 

F-35A Lightning II: геополитический PR? 

Главной звездой Парижского авиасалона в этом году стал американский истребитель пятого поколения F-35A Lightning II, который впервые выполнил летную программу в Ле Бурже.

© A1c Connor J. Marth/ Zuma\TASS

Интрига с появлением этого новейшего истребителя держалась до последнего момента. Организаторы авиасалона даже успели заявить, что F-35 не будет представлен, но вскоре представители ВВС США заявили, что самолёт будет и что он будет участвовать в летной программе. Для этого во Францию привезли две машины — с американских авиабаз в Юте и Аризоне.

До этого в Европе F-35 в полете можно было увидеть только на прошлогоднем авиасалоне в английском Фарнборо. Но Великобритания является партнером США по программе создания F-35, а Франция не заинтересована в обеспечении дополнительной рекламы для потенциального конкурента собственных разработок. Ранее США неоднократно отменяли или сокращали программу показа своей военной техники во Франции под различными предлогами. Так, в 2009 году участие истребителя пятого поколения F-35 в Парижском авиасалоне было отменено.

С тех пор ситуация в мире существенно изменилась. В апреле этого года F-35 прибыли в Европу уже не для участия в шоу, а для выполнения боевых задач по «сдерживанию России», поэтому дополнительный пиар этим машинам не помешает. Косвенно об этом говорят и представители Минобороны США.

«F-35A усиливает партнерство и повышает региональную стабильность. Мы рады возможности продемонстрировать революционные возможности этого самолета», — заявил начальник штаба воздушных сил США генерал Давид Голдфейн.

В ВВС США F-35 пришел на смену сразу двум машинам — он заменил штурмовики A-10 и легкие многоцелевые истребители F-16. ВВС США уже получили более 100 F-35A. 

Беспилотники: Китай заказывает музыку

Пока США, сдерживаемые международными обязательствами и внутренними ограничениями, не могут поставлять свои ударные беспилотные летательные аппараты (БЛА) никому, кроме ближайших союзников, Китай активно захватывает этот рынок. В ходе Парижского авиасалона КНР впервые представила на Западе свой средневысотный БЛА Wing Loong 2, который может выполнять как разведывательные, так и ударные задачи.

© Chen Yichen/Imago/TASS

Этот весящий более 4 тонн средневысотный аппарат длительной продолжительности полета (класс MALE) является копией американского ударного беспилотника MQ-9 Reaper. БЛА может нести около 500 кг полезной нагрузки. В Ле Бурже китайская промышленность предложила огромный выбор сенсоров и вооружения для этого аппарата. В том числе противокорабельные ракеты YJ-9E и ракеты «воздух — поверхность» Blue Arrow 7, TL-2 and AG-300, а также малоразмерные бомбы LS-9.

Прототип Wing Loong 2 совершил первый полет в феврале. Он создан на основе платформы Wing Loong, над которым китайская компания CADI (Chengdu Aircraft Design Institute) работает с 2009 года. Wing Loong 1 уже используются в шести странах, в числе которых Египет, Ирак, Саудовская Аравия и Казахстан. 

Так или иначе, сегодня можно констатировать, что Китай стал почти монополистом на рынке БЛА в Азии и на Ближнем Востоке, так как США не поставляют свои аппараты никому, кроме ближайших союзников, а Россия и другие крупные производители вооружения просто не имеют собственного продукта аналогичного класса.

Размен не имеет значения

Зато американские компании куда более свободны с выбором партнеров для работы над беспилотниками меньшего веса. Компания Textron Systems представила в Ле Бурже тактический БЛА Group 3 Nightwarden, который, по заявлению создателей, по своим возможностям вплотную приблизился к аппаратам класса MALE.

Внешне он похож на предыдущее поколение БЛА этой компании Shadow M2, но дальность его полета была увеличена до 1100 км, а возможность использования спутниковой связи позволяет управлять им из любой точки земного шара. В воздухе аппарат может находиться до 15 часов, работая на высотах до 5 км.

Максимальная взлетная масса БЛА — 750 кг, при этом он может нести почти 60 кг полезной нагрузки, в которую могут входить сенсоры для визуальной и радиоэлектронной разведки и даже средства радиоэлектронной борьбы. Кроме того, аппарат может быть вооружен ударными средствами — в качестве которых Textron предлагает свои шестикилограммовые корректируемые авиабомбы с системой GPS и лазерным наведением Fury.

Прогресс развития беспилотных технологий позволяет использовать для решения задач всё меньшие по размеру и стоимости БЛА. Израильская компания Elbit Systems представила в Ле Бурже семейство мультироторных дронов, разработанных ее коммерческим партнером — компанией Flying Production. На авиашоу представили три модели: шестимоторный Da-Vinci, четырехроторный Thor и трехроторный Nox. Каждый из них предназначен для разных целей. Самый маленький, Nox, может нести общую полезную нагрузку 700 г на протяжении 50 минут, Thor — до 1,5 кг в течение 75 мин, Da-Vinci — 3,5 кг в течение 1,5 часов.

Особенностью аппаратов является низкий уровень шума — по заявлению компании-разработчика, заметить их с земли на высоте более 50 метров по звуку работы двигателя практически невозможно.

Самый большой аппарат Da-Vinci может использоваться не только для наблюдения и разведки, но и для перехвата сигналов мобильной связи.

По пути миниатюризации идут и другие авиапроизводители. Итальянский промышленный концерн Leonardo представил в Ле Бурже самый легкий в мире радар для БЛА Gabbiano TS Ultra-Light (UL), интегрированный в беспилотный мини-вертолет Hero.

Радар состоит всего из двух блоков — 12-дюймовой носовой антенны и процессора приемника-передатчика. Общий вес оборудования составляет менее 24 кг. Gabbiano TS Ultra-Light может использоваться для разведки и наблюдения наземных целей, отслеживания объектов в воздухе и на водной поверхности, а также для отслеживания погодных условий. Кроме того, радар может работать с автоматической системой идентификации.

Семейство радаров Gabbiano используется для оснащения БЛА Hermes 450TM, Hermes 900TM и Leonardo Falco EVO.

Новые вертолетные тренды

Европейский производитель авиатехники Airbus представил в Ле Бурже сразу два перспективных вертолета — высокоскоростной Rapid and Cost-Effective Rotorcraft (RACER) и многофункциональный военный X6. Создание RACER ведется в рамках европейской исследовательской программы Clean Sky 2. На выставке представлена лишь модель этого вертолета, способного развивать скорость до 400 км/ч. Сборка первого прототипа начнется в 2019 году, а первый полет состоится в 2020 году.

© wikimedia.org

Гийом Фори, генеральный директор Airbus Helicopters, заявил, что этот проект позволит создать быстрый, экономичный и безопасный вертолет благодаря применению простой схемы: с кольцевым крылом и двумя толкающими двигателями для горизонтального полета. В прототипе будут использованы два двигателя RTM322 компании Rolls-Royce Turbomeca. В процессе испытаний планируется отработать возможность отключения в полете одного из них для снижения расхода топлива и увеличения дальности полета.

Технологии для создания RACER ранее были отработаны на экспериментальном вертолете Eurocopter X3, который в 2013 году установил рекорд скорости полета вертолетов, развив скорость в 475 км/ч.

Другой концепт — многоцелевой вертолет X6 Airbus — создается для военных. Эта машина разрабатывается с 2015 года. Основной новостью, которую сообщили в Ле Бурже, стало то, что проект одобрен Европейской комиссией и получит финансирование. Через несколько лет он должен будет прийти на смену вертолетам Super Puma и Eurocopter H225 Caracal, которые используются военными европейских стран. Ожидается, что X6 будет менее шумным и более экономичным с точки зреня расхода топлива и эксплуатационных трат. На создание этой машины Франция выделит 330 млн евро, а Германия — 47,25 млн евро.

Необычные проекты

Всеобщее внимание на Ле Бурже в этом году привлекли летающие автомобили. Один из них — двухместную летающую машину Pegasus — представила французская компания Vailon. За неделю до открытия автосалона Pegasus добрался из Парижа по дорогам общего пользования до берега Ла-Манша, а затем перелетел его и продолжил путь по обычным дорогам до Лондона. Для полета использовались убираемый в багажник парашют и мощный вентилятор.

© Michel Euler/AP/TASS

Создатели летающего автомобиля планируют лицензировать свой продукт как для использования на дорогах общего пользования, так и для полетов. Если им это удастся, то Pegasus появится в открытой продаже по цене от 100 до 150 тысяч евро. Кроме частных потребителей в Vailon планируют продавать эти машины службам спасения для работы в зонах бедствия.

Еще один летающий автомобиль представила публике словацкая компания AeroMobi. Это концепт, который внешне выглядит как спортивный автомобиль с крыльями. Стоимость изделия менее демократична, чем у французского парапланомобиля, и достигает 1,2 млн долларов. По такой цене его предлагают купить всем желающим, с оговоркой, что получить покупку можно будет не раньше 2020 года.

Кроме летающих автомобилей внимание публики привлекла компания Boom Supersonic со своим проектом пассажирского сверхзвукового самолета нового поколения. Созданный ими демонстратор должен полететь уже в следующем году. В качестве конечной цели в компании назвали «создание авиалайнера, который бы мог летать со скоростью в 2,6 раза большей, чем обычные самолеты», и преодолевать расстояние между Лондоном и Нью-Йорком не за 7 часов, а в два раза быстрее. Самолет сможет перевозить 55 пассажиров.

«Это второе поколение сверхзвуковых самолетов. Мы возвращаемся к опыту „Конкорда“ и создаем нечто более эффективное, доступное и даже более быстрое» — заявил генеральный директор Boom Блейк Сколл.

Пассажирские авиалайнеры: контракты на десятки миллиардов долларов

Лидером по сумме заключенных контрактов на Ле Бурже в этом году стала американская авиакомпания Boeing, получившая заказы на 571 самолет общей стоимостью в 75 млрд долларов. Лидером в списке заказов стал узкофюзеляжный Boeing 737 Max 10, представитель нового семейства самолетов, разрабатываемых для замены Boeing 737 Next Generation. 737 Max получил новые более мощные двигатели и планер. В эксплуатацию 737 Max 10 поступит только в 2020 году, но 16 авиакомпаний в ходе Ле Бурже уже заказали 361 самолет этого типа.

© Michel Euler/AP/TASS

Новый самолет Boeing должен составить конкуренцию Airbus A321neo, семейству узкофюзеляжных самолетов с экономичными двигателями и удлиненным фюзеляжем, продажи которых находятся на очень высоком уровне все последние годы.

Представитель Airbus Джон Лихи, комментируя перспективы Boeing 737 Max 10, отметил, что большая часть заказов на MAX 10 от существующих клиентов Boeing является конвертацией предыдущих заказов на MAX 9 (то же семейство самолетов, но с более коротким фюзеляжем и меньшим количеством посадочных мест).

Что касается европейского конкурента Boeing, то он собрал на «домашней» выставке контрактов на поставку 114 самолетов на 40 млрд долларов, а также получил предварительные заказы еще на 182 воздушных судна. Что касается публичной части, то большой интерес гостей выставки вызвали новые законцовки крыла лайнера Airbus A380. Эти законцовки и ряд других доработок крыла, по словам представителей Airbus, должны способствовать экономии 4% топлива. Кроме того, A380plus станет экономичнее в обслуживании, что позволит его эксплуатантам экономить до 13% в расчете на одного пассажира по сравнению с актуальной версией самолета.

© Chen Yichen/Zuma\TASS

А что же Россия?

Российской делегации в Ле Бурже французские власти запретили из-за санкций выставлять натурные образцы военной техники. Эта часть российской экспозиции, которая обычно вызывает наибольший интерес публики, в очередной раз была представлена только макетами.

Не лучше обстояли дела и с гражданской продукцией, которая была представлена пилотажным тренажером авиалайнера МС-21. Единственным натурным образцом в российской экспозиции стал ближнемагистральный пассажирский SSJ-100 в раскраске мексиканской авиакомпании Interjet.

Не порадовала российская делегация и новыми контрактами. Кроме анонса опциона на 10 SSJ-100 для Interjet, в Париже заявили об ожидаемой победе в тендере на поставку Ка-52К для уплывших в Египет «российских» «Мистралей», небольшом контракте на поставку в Белоруссию Су-30СМ и о передаче Нигерии двух из 12 законтрактованных ранее этой страной вертолетов Ми-35М. Будем надеяться, что все громкие заявления и анонсы крупных сделок приберегли для МАКС-2017.