Президент РФ Владимир Путин заявил на форуме «Один пояс — один путь» в ходе своего визита в Пекин, что Россия поддерживает экономическую стратегию Китая под таким же названием и будет активно в ней участвовать.
Путин отметил, что Москва не боится экспансии Китая на российский рынок: «Россия не та страна, которая чего-то боится. И уж точно совершенно действия Китая не направлены на какое-то поглощение».
Совершенно очевидно, что у Путина в этой ситуации не так уж широка свобода заявлений, и еще меньше у него выбор реальных действий в отношениях с Китаем, говорит эксперт Института Дальнего Востока Александр Ларин.
«Путину, когда речь идет о совместных с Китаем проектах, приходится выбирать между перспективой превращения России в объект экспансии Запада и перспективой превращения России в подчиненного партнера Пекина. Из этих двух зол Путин однозначно выбирает второе», — сказал эксперт «Ридусу».
У России нет ни сил, ни ресурсов, чтобы играть первую скрипку в проекте «Один пояс — один путь», но Москва надеется по крайней мере играть в нем вторую партию и рассчитывать, что в Пекине будут принимать российские интересы во внимание. В отношениях же с Западом России не приходится думать даже о второй роли, подчеркивает Ларин.
«Путин старается не упоминать публично опасения, которые высказывают имеющие на это свободу эксперты о том, что для Китая нет принципиального отличия между Россией и любой другой из 60 стран, которые в Пекине видят в орбите своего проекта двух Шелковых путей, сухопутного и морского. Российский лидер надеется, что его собственный проект Евразийского экономического союза будет все-таки партнером „шелкового“ проекта, а не его вассалом», — говорит он.
Китай будет усиливать свое влияние в Евразии, и сопротивляться этому тектоническому процессу совершенно бессмысленно. Но хорошо известно, что если какой-то процесс невозможно остановить, его надо при наличии возможности возглавить, а при невозможности — стать его главным сторонником.
Именно такую политику выбрала сейчас Россия, изо всех сил стремясь к тому, что если она не может стать для Китая учителем, то надо как минимум вырваться в лучшие ученики. Чтобы стать любимым учеником, ради этого можно и на рояле одним пальцем сыграть.
Концепция экономического пояса Шелкового пути и морского Шелкового пути XXI века («Один пояс — один путь») была выдвинута председателем КНР в 2013 году. Эта инициатива направлена на совершенствование уже существующих и создание новых торговых путей, транспортных и экономических коридоров, связывающих более 60 стран Евразии.