Всё больше китайских компаний стремится разместить свои акции на бирже Соединённых Штатов. Обременительные правила листинга на внутреннем рынке и перспектива более высокой оценки убеждают их не бояться нестабильных китайско-американских отношений и призывов Вашингтона к строгому надзору за китайскими фирмами.
По данным юридической фирмы K&L Gates, в 2024 году на биржу США вышло рекордное количество китайских компаний — 64 организации. В первой половине 2025 года уже набралось 36 преимущественно малых и средних предприятий. Ещё более сорока китайских компаний, включая поставщика услуг мобильной рекламы и производителя средств традиционной китайской медицины, ожидают листинга на Nasdaq. Если все заявки будут реализованы в 2025 году, произойдёт новый максимум.
«Думаю, это удачный год для китайских IPO. Вероятно, он будет рекордным или близким к тому», — сказал Reuters партнёр K&L Gates Дэвид Барц, создавший сеть китайских клиентов, желающих впервые продать акции в США.
Китайским компаниям стало сложнее выходить на биржу на родине с тех пор, как правительство ужесточило правила листинга в 2023 году. Данное обстоятельство повысило привлекательность листинга через SPACs в США и увеличило объём капитала в данной стране.
SPACs (special purpose acquisition company) — это зарегистрированная на бирже компания, которая специально создана для слияния с частной фирмой, чтобы сделать её публичной. У SPACs нет реального бизнеса и активов, кроме денежных средств и ограниченных инвестиций. Такой механизм помогает выйти на публичный рынок быстрее, чем при традиционном IPO.
По словам банкиров и юристов, стремление к листингу в США равносильно ставке на то, что призывы американских законодателей, направленные на ограничение доступа Китая к крупнейшему в мире рынку капитала, не будут иметь серьёзных последствий.
Одним из перспективных участников листинга является производитель гоночных автомобилей Xinghui Car Technology, глава которого в июне произнёс тост в шанхайском отеле, чтобы отпраздновать важный шаг на пути к выходу на биржу в США.
«Американский рынок капитала — один из крупнейших в мире. Он ликвиден и обеспечивает лёгкий доступ к финансированию», — заявил председатель совета директоров Xinghui Сун Вэньфан после подписания предварительного соглашения о приобретении компанией UY Scuti, акции которой котируются на бирже Nasdaq.
С тех пор инвесторы подняли цены на американские акции до рекордных максимумов, ожидая, что торговые соглашения станут началом конца неопределённости, вызванной многомесячными угрозами президента США Дональда Трампа ввести высокие пошлины.
Космический всплеск
По данным Комиссии по обзору экономики и безопасности США и Китая, на бирже США котируется более 100 китайских компаний, включая технологических лидеров Alibaba, JD.com и Baidu. По состоянию на март их общая рыночная стоимость составляла около триллиона долларов.
В апреле сеть чайных Chagee дебютировала на Nasdaq, собрав 411 миллионов долларов в ходе крупнейшего в этом году IPO китайской компании в США.
По словам управляющего директора Alliance Global Partners Карен Му, среди стремящихся выйти на биржу всё больше стартапов, в основном из технологического сектора, которые ещё не начали получать прибыль или даже вообще какой-либо доход. Они стремятся быстрее привлечь капитал посредством листинга SPACs.
Согласно данным SPACInsider, данный спрос способствовал тому, что общее число зарегистрированных в США через SPACs компаний почти удвоилось в прошлом году и достигло 57 единиц, а в этом году — 76 организаций.
Однако возросший интерес со стороны Китая привлёк внимание американских законодателей, которые ещё в мае призвали исключить китайские компании из листинга на американских биржах, ссылаясь на соображения национальной безопасности.
В июне Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) обратила особое внимание на Китай, поскольку страна стремилась повысить требования к раскрытию информации для претендентов на листинг.
Внутренние препятствия
Наплыв на Запад китайских претендентов на листинг подпитывается высокими регуляторными порогами для публичного размещения внутри страны, а также критериями, направленными на стимулирование роста секторов в соответствии с национальными интересами.
В Китае для листинга на основных площадках компания должна превысить определённый размер или приносить прибыль. При этом в качестве альтернативы для листинга на технологических площадках компании должны соответствовать государственным целям самоокупаемости или достичь заданного уровня производительности.
«Если вы можете соответствовать объективным правилам регулирующих органов США, можно выходить на американскую биржу. В Китае всё более субъективно. Регулятор должен проанализировать, является ли компания хорошей или плохой. Только признанные хорошими компании могут выходить на биржу», — пояснил Стив Маркшейд, управляющий партнёр Aerion Capital, который является независимым директором нескольких китайских компаний, зарегистрированных на бирже в США.
По данным анализа юридической фирмы Merits & Tree Law Offices, в Китае кандидату на IPO в среднем требуется от 9 до 12 месяцев, чтобы получить одобрение регулирующих органов, по сравнению с 6–9 месяцами в Гонконге и 4–6 месяцами в Нью-Йорке.
Длительный процесс одобрения и высокие пороги листинга означают, что для стартапов листинг в Китае становится невыполнимой миссией, подводит итог консультант по сделкам компании Xinghui из шанхайской инвестиционной компании Balloch Holding Рональд Шуан.