Политика Экономика

Китайские компании скупили европейские порты, а Европа теперь кусает локти

0 3528

Европа начинает нервничать по поводу того, кому принадлежат её порты. Растущую тревогу вызывает огромное присутствие китайских фирм в морских портах блока.

Комиссар по транспорту Апостолос Цицикостас на прошлой неделе заявил лидерам отрасли, что европейские порты должны «пересмотреть меры безопасности и более тщательно изучить иностранное присутствие». Это был один из самых чётких сигналов из Брюсселя, что считавшееся когда-то выгодной инвестицией положение теперь начинает выглядеть угрозой безопасности.

Недавний доклад Комиссии по обороне подтвердил обеспокоенность. В нём выдвинута идея более строгого контроля над иностранным владением «критической транспортной инфраструктурой».

По данным издания Politico, данное беспокойство отражено в проекте документа Социально-демократической фракции (S&D) Европарламента. Текст содержит призыв к ужесточению правил в рамках предстоящего пересмотра регламента ЕС по проверке иностранных инвестиций.

Ни Цицикостас, ни S&D не упоминали напрямую Китай, но подтекст очевиден. Исследователь из Королевского высшего института обороны Бельгии Симон ван Хоймиссен сказал, что данные формулировки могут указывать на расширение контроля Пекина над ключевыми европейскими портами — от Антверпена, Брюгге и Роттердама до Пирея в Греции.

Флаг Китая. © unsplash.com / Abby Yan

Китайские гиганты COSCO и China Merchants, базирующаяся в Гонконге компания Hutchison владеют долями более чем 30 терминалов по всему ЕС.

«Реальность очевидна», — заявила Ана Мигель Педро, депутат Европарламента от Португалии от правоцентристской Европейской народной партии, член парламентской межгруппы по морям, рекам, островам и прибрежным районам. Парламентарий предупредила, что «иностранные государственные субъекты вроде Пекина действуют с уровнем координации и намерений, который намного превосходит разрозненную реакцию отдельных стран».

Педро утверждает, что COSCO ведёт себя не как типичный участник рынка, а выполняет приказы Коммунистической партии Китая.

«Её растущее присутствие в портах — это не просто экономическая проблема, а стратегическая уязвимость», — заявила Педро.

Похоже, Евросоюз тоже начинает смотреть на это именно так.

Одним из примеров стратегической неразберихи, с которой сейчас сталкивается ЕС, является ситуация в Польше, на контейнерном терминале в Гдыни, где Hutchison владеет долей более 20 лет. Но всё может измениться.

Под давлением президента США Дональда Трампа, который хочет вывести из Панамского канала связанные с Китаем компании, Hutchison ведёт переговоры о продаже портовой недвижимости по всему миру, в том числе 14 объектов в Европе, за 23 миллиарда долларов консорциуму, возглавляемому BlackRock и включающему Mediterranean Shipping Company. Однако в марте сделка зашла в тупик после вмешательства Пекина.

Дональд Трамп. © wikipedia.org

Особенно привлекательной Гдыню делает не только торговля, но и соседи — военно-морская база, верфь и штаб-квартира элитных Военно-морских сил специального назначения Польши. Иными словами, управляющий терминалом имеет непосредственное отношение к военной логистике и оборонным операциям Европы и НАТО.

Признавая стратегическое значение терминала, польское правительство внесло его в список объектов критической инфраструктуры. Это означает, что оператор должен тесно сотрудничать с правительством в вопросах безопасности.

На этом фоне, когда ставки так высоки, предупреждение Педро приобретает особую остроту и подчёркивает, почему ЕС сейчас с новой силой пересматривает иностранное присутствие в своих портах.

«Если иностранный противник использует уязвимость в одном европейском порту, это ставит под угрозу всех нас. В современном мире мы не можем позволить себе стратегическую слепоту, в то время как другие действуют с полной очевидностью и намерениями», — резюмировала парламентарий.