Некоторое время назад мы рассказывали об одном из самых неоднозначных летательных аппаратов, на протяжении долгих лет находящемся в эксплуатации и заслужившем мрачную славу «делателя вдов». Речь шла о V-22 Osprey — конвертоплане, представляющем собой гибрид вертолёта и самолёта с фиксированным крылом.
«Делатель вдов» по-китайски
Идея данной машины прекрасна во всех отношениях. Обладая возможностью поворота двигателей и несущих винтов, она способна вертикально стартовать подобно вертолёту, а затем лететь после возвращения двигателей и винтов в горизонтальное состояние, как обычный самолёт.
Однако наличие хорошей идеи не означает, что таким же хорошим будет и её воплощение. Несмотря на смелые инженерные решения, машина оказалась крайне ненадёжной и сложной в управлении, за что пришлось заплатить своими жизнями нескольким десяткам американских пилотов и морских пехотинцев.
Благодаря высокой функциональности ненадёжный, а порой и просто смертоносный V-22 Osprey до сих пор находится в эксплуатации и перевозит американских военнослужащих.
Казалось бы, зная непростую судьбу «делателя вдов» и всю техническую неоднозначность концепции конвертоплана, никто не решится повторить «подвиг» его создателей. Как бы не так…
В авиационном промышленном парке в китайском городе Уху сошёл с конвейера первый в мире шеститонный беспилотный конвертоплан с поворотным ротором, способный перевозить груз массой до двух тонн или до десяти пассажиров.
Летательный аппарат, получивший название Lanying R6000 или Lanthanum Shadow, разработан шэньчжэньской компанией United Aircraft.
Он способен передвигаться в беспилотном и пилотируемом режиме на расстояние до 4000 километров. Его максимальная скорость составляет 550 километров в час, а крейсерская высота полёта равняется 7600 метрам.
Самолёт и вертолёт в одном флаконе
Главное достоинство Lanying R6000 заключается в том, что это беспилотник, предназначенный для вертикального взлёта и посадки (VTOL), но с более высокой скоростью, чем у вертолётов. Схожими возможностями обладают только американские военные конвертопланы V280 Valor и V-22 Osprey. О непростой судьбе последнего мы уже рассказали выше.
Грузоподъёмность R6000 намного меньше, чем у Osprey, который может взять на борт 24 пассажира или до десяти тонн груза. Однако, в отличие от американца, он способен передвигаться без участия экипажа. Именно недостаточная квалификация пилотов V-22 Osprey стала одной из основных причин его многочисленных аварий.
Только в феврале этого года на авиасалоне в Сингапуре компания United Aircraft обсуждала технические характеристики Lanying R6000 и его концептуальное изображение. Прошло меньше года, и в октябре китайский конвертоплан уже сошёл с конвейера завода-производителя.
Внешний вид беспилотника стал причиной его постоянных сравнений в китайских социальных сетях с Osprey и V280 Valor. Ожидается, что Lanying R6000 дебютирует на авиасалоне в Чжухае, который пройдёт с 12 по 17 ноября этого года.
Гражданский или военный?
Рендер Lanying R6000. © United Aircraft Group
Непонятно, предназначен ли этот беспилотник для военных целей.
На авиашоу в Сингапуре United Aircraft сообщила, что готовит беспилотный конвертоплан для выполнения гражданских задач вроде грузовых или пассажирских перевозок. Однако в эту субботу издание Wuhu News сообщило, что беспилотник «значительно расширит возможности многих областей» авиации, включая национальную оборону.
По данным сайта United Aircraft, эта частная компания по производству беспилотных летательных аппаратов с 2014 года участвует в торгах за китайские военные контракты.
В рекламном тексте на сайте компании говорится, что её основатель Тянь Ганъинь «вёл свою команду по пути военно-гражданской интеграции, чтобы укрепить Вооружённые силы с помощью технологий и служить стране посредством авиации».
Эта фраза относится к национальной стратегии Пекина, направленной на привлечение гражданских научно-технических компаний к военным разработкам, что позволяет частным компаниям сотрудничать с Вооружёнными силами и обмениваться результатами исследований.
Китай продвигает масштабные исследования и разработки в области маловысотной авиации — отрасли, которая, по мнению китайских чиновников и авиационных экспертов, станет «сценой триллиона юаней».
Пекин не скрывает амбиций стать доминирующим мировым лидером в области передовых авиационных технологий, включая беспилотные.
В феврале национальные авиационные власти заявили, что стоимость отечественной отрасли маловысотных самолётов составляет около 70 миллиардов долларов. Ожидается, что к 2030 году она вырастет до двух триллионов юаней, или около 281 миллиарда долларов.