Политика Экономика

Китайский экспорт ведёт страну к конфликту с Европой

0 2218

Рост китайского экспорта всё больше нервирует Европу. Президент Франции Эммануэль Жан-Мишель Фредерик Макрон назвал торговый дисбаланс с Китаем «невыносимым». Французский лидер заявил, что сейчас на кону стоит «вопрос жизни или смерти для европейской промышленности». Президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен считает, что отношения блока с Китаем «достигли переломного момента».

Масштабы дисбаланса в отношениях с Евросоюзом стали особенно очевидны несколько дней назад, когда Пекин сообщил, что его торговый профицит с блоком увеличился до рекордного уровня, приближающегося к 300 миллиардам долларов в 2025 году.

Стоимость китайского экспорта в ЕС сейчас более чем вдвое превышает стоимость импорта, поскольку китайские продавцы перенаправляют товары, на которые распространяются пошлины в США.

Наличные доллары США. © unsplash.com / Alexander Schimmeck

«Китайский шок в Европе действительно начинает сказываться. В последние месяцы наблюдаем гораздо большую напряжённость, не все события которой выносятся на всеобщее обозрение. Проводятся серьёзные кризисные совещания», — сказал Bloomberg директор азиатской программы Европейского совета по международным отношениям Эндрю Смолл.

По словам Смолла, результатом может стать крупнейший за последнее десятилетие пересмотр политики ЕС в отношении Пекина.

В начале декабря блок представил план, призванный предотвратить вытеснение его отраслей глобальными конкурентами. Еврокомиссия предложила создать центр экономической безопасности для более эффективного урегулирования торговых разногласий и противодействия угрозе наводнения единого рынка блока дешёвыми товарами.

Ожидается, что будут предложены условия для привлечения иностранных инвестиций, такие как передача технологий и использование отечественных комплектующих и производственных цепочек.

Враждебность будет нарастать

Тревожный сигнал прозвучал, когда другие крупные экономики вводят торговые барьеры. На неделе мексиканские законодатели окончательно утвердили новые пошлины на импорт из Азии.

У Европы мало времени. Экономисты Goldman Sachs прогнозируют, что конкуренция со стороны китайского экспорта сократит рост валового внутреннего продукта Германии, Испании и Италии на 0,2% или более со следующего года по 2029 год.

По оценкам экономистов Европейского центрального банка, последствия экспорта Китая могут затронуть почти треть занятости в еврозоне, то есть потенциально повлиять на более чем 50 миллионов рабочих мест.

«Внешняя враждебность по отношению к экспортируемым Китаем товарам будет нарастать, особенно в Европе. Такая ситуация, сочетающая взрывной рост торговли и дешёвый юань, не может быть устойчивой», — отметил гендиректор лондонского хедж-фонда Eurizon SLJ Capital Стивен Джен.

Для Китая альтернативы практически нет. Экономика ЕС, объём которой составляет 20 триллионов долларов, является одним из немногих достаточно крупных рынков, могущих поглотить экспортировавшиеся ранее в США товары.

В Брюсселе в 2025 году стали очевидны риски конфронтации, когда обострилась напряжённость в торговых отношениях между Китаем и США. Пекин использовал доминирование в сфере редкоземельных элементов, что привело к сбоям в работе крупных отраслей промышленности, от электромобилей до ветряных турбин, и вызвало многочисленные остановки производства на европейских предприятиях.

Хотя ЕС выделит как минимум 3 миллиарда евро (3,5 миллиарда долларов), чтобы помочь разорвать зависимость от китайского сырья, в реальности для достижения значимого эффекта потребуются годы.

Плюс недорогой юань

Преимущество Китая заключается не только в его промышленной мощи. Рост экспорта поддерживает выгодный курс национальной валюты. По мнению многих экономистов, она недооценена. Данное обстоятельство делает китайский экспорт дешевле, а импорт дороже. В начале 2025 года юань достиг десятилетнего минимума по отношению к евро, несмотря на рекордный торговый профицит в пользу Пекина.

«Одна из реальных причин столь быстрого роста китайского экспорта заключается в том, что юань значительно недооценён по отношению к евро», — заявил президент Торгово-промышленной палаты ЕС в Китае Йенс Эскелунд.

По словам Эскелунда, это действует как «субсидия» для экспорта и подавляет покупательную способность китайских потребителей. На каждый контейнер европейского экспорта в Китай приходится четыре контейнера, которые идут в обратном направлении. Такой дисбаланс не просто растёт, а ускоряется, отметил Эскелунд.

Германия в эпицентре

Торговый профицит Китая с Европой резко вырос во время пандемии коронавируса, поскольку люди стали покупать больше товаров, чтобы адаптироваться к локдаунам и работе из дома.

Товарные поезда. © unsplash.com/krzhck

Одновременно китайские фирмы начали подниматься по цепочке создания стоимости и активнее конкурировать с иностранными компаниями в высокотехнологичных секторах, таких как медицинское оборудование и автомобили премиум-класса.

В условиях стагнации импорта Китая и последующего ускорения экспорта торговые отношения стали более несбалансированными. Китай сейчас закупает 7% экспорта ЕС, но при этом поставляет почти четверть всего импорта из-за пределов блока. Профицит торгового баланса Китая с ЕС и Великобританией теперь составляет почти треть от его общего торгового дифференциала с миром, который впервые превысил триллион долларов.

Асимметрия означает, что европейские фирмы теряют продажи в Китае, одновременно сталкиваясь с растущим давлением со стороны дешёвых товаров на внутреннем рынке. Более того, они сталкиваются с усилением конкуренции на других зарубежных рынках, поскольку китайские компании быстро наращивают поставки автомобилей и других товаров в остальной мир.

Германия находится в эпицентре изменений условий торговли с Пекином. В 2019 году дефицит бюджета Китая по отношению к крупнейшей экономике Европы составлял 25 миллиардов долларов. За 11 месяцев 2025 года он превратился в профицит в 23 миллиарда долларов благодаря резкому сокращению импорта.

В результате Германия, пострадавшая от сокращения рабочих мест и усиления конкуренции со стороны Китая как внутри страны, так и за рубежом, оказалась в состоянии экономического спада. По данным федерального статистического агентства Destatis, в 2025 году немецкая промышленность сокращает более 10 тысяч рабочих мест в месяц.

При этом в сочетании с высокими ценами на энергоносители и проблемами вроде старения населения такая слабость вынудила советников канцлера Йоахима-Фридриха Мартина Йозефа Мерца снизить прогноз роста экономики Германии на следующий год до уровня ниже 1%.

Ложное чувство безопасности

Преимущество Китая заключается не только в производстве высокотехнологичных товаров вроде электромобилей, но и в сохранении лидирующих позиций в производстве недорогих потребительских товаров, одежды и обуви.

С начала пандемии коронавируса объёмы поставок дешёвых товаров с сайтов электронной коммерции ежегодно резко возрастали. За 10 месяцев 2025 года они увеличились ещё на 56% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года.

Согласно недавнему отчёту Торговой палаты ЕС, стремительный рост экспорта «возможно, создаёт ложное чувство безопасности, свидетельствующее, что нынешняя политика страны, ориентированная на безопасность и самодостаточность (в то время как она пожинает плоды своего доминирующего положения в мировой торговле), является одновременно правильной и устойчивой».

Однако по мере усиления давления с целью принятия ответных мер страны могли бы «не только использовать существующие торговые инструменты вроде антидемпинговых пошлин, но и разработать новые инструменты и подходы для решения проблемы, которая превращается в серьёзную и неустойчивую ситуацию». Об этом заявила Венди Катлер — бывший старший переговорщик США по вопросам торговли, а ныне сотрудник Института политических исследований Азиатского общества.

«Вполне возможно, что в течение 2026 года Евросоюз и другие страны примут дополнительные меры по ограничению китайского импорта», — пояснила Катлер.