Кладбища Дагестана
Этот фоторепортаж завершает тетралогию рассказов от Дагестане-2012.
Один из педагогов говорил нам на лекциях: «По приезду в незнакомый город, первым делом идите на кладбище, чтобы узнать о его истории все». Позже, правда, он открестился от этой вполне справедливой фразы. Действительно, где как ни в местах погребений можно прочитать и понять историю народа и уровень экономического, да и цивилизационного развития.
Первое кладбище, живописно попало в объектив в месте с горными козлами. Дорога из Махачкалы в Чох. В горах, как правило, кладбище располагали в стороне от жилых домов, там, где уже нельзя пахать и сеять, но еще можно копать.
В самом Чохе два кладбища, поскольку все нуждающиеся за более чем 700-летнюю историю селения на одном поместиться не могли. Памятники очень своеобразные – с круглыми навершиями. Из высокой травы они выглядывают как стражники, охраняющие селение.
А некоторые, видимо, из другой эпохи – с плоскими «крышами», своим видом создают тибетские мотивы.
Некоторые плиты изрезаны живописной филигранной арабской вязью.
На некоторых встречаются изображения предметов, по видимому, близких усопшему: например, пара сапог – у башмачника? Не знаю почему, но кажутся, что это супруги:
Орнамент ничуть не хуже тех, которыми украшают рукоятки кубачинских кинжалов и ножны.
К сожалению, так и не удалось понять к какой эпохе относятся эти памятники. А вот дальше совершенно замечательная история. С этой могилой связана прекрасная местная легенда. Жил в селении молодой человек Камалил Башир и был он на столько красив («райской красоты»), что местные женщины потеряли всякие приличия. Тогда его отец принял вполне логичное решение – отрезать сыну голову («неописуемая трагедия»): нет человека, нет проблем. На одной из граней этого саркофага изображена как раз голова без туловища.
Вот так поэтично эта легенда выглядит на самом деле: «…в ауле Чох жил юноша по имени Башир. Он был так красив, что сводил с ума не только девушек, но и замужних женщин. Они собирались у его дома, чтобы только взглянуть на его чудесную красоту. Это вызывало неудовольствие среди мужчин села, которые пригрозили убить Башира, если он не покинет Чох. Башир вынужден был уйти из аула, жил в пещере, но женщины нашли его и там. Тогда Башир пустился в странствия, но в конце концов вернулся, не найдя на земле места, где бы женщин не очаровывала его нестерпимая красота. Мужчины Чоха собрали совет, чтобы решить, как избавить свои семьи от позора. Тогда Камал - отец Башира - объявил, что сам убьет сына, чтобы не повергать аул в пучину кровной мести. Несчастный Башир, виновный лишь в том, что был наделен невиданной красотой, пал ее жертвой. Но женщины, оплакивая гибель Башира, приходили на его могилу и даже пытались ее разрыть. Тогда мужчины навалили на могилу огромные глыбы, сдвинуть которые женщинам было не по силам. Возможно, это только легенда. Но на чохском кладбище действительно есть могила Камалил Башира, над которой возвышается груда каменных глыб» (http://www.rulit.net/books/povsednevnaya-zhizn-gorcev-severnogo-kavkaza-v-xix-veke-read-231768-80.html).
Надо сказать, что эпоху, когда произошла эта история тоже точно определить не получается. На надгробии написано XVI век, но ныне живущие сельчане утверждают, что их бабушки как раз и оплакивали этого парня («Оживись Башир»). Хотя, с учетом кавказского долголетия...
В сборнике «Суди меня по кодексу любви» Расула Гамзатова есть стихотворение на эту тему.
В советское время почему то решили, что дорогу дальше в горы нужно провести непременно через это кладбище и часть холма, на котором оно расположено срезали. Дорога пошла низом и до сих пор на головы проезжающим из грунта вываливаются человеческие кости.
Структура захоронений оказалась хорошо видна на сельском кладбище Куруша. Тут прошёл оползень, и часть лезгинского кладбища уехала вниз. Теперь остался одинокий обелиск далеко от края – на плато. А на срезе видно, что у каждой могилы есть боковые стенки, крышка – но нет дна. Со временем тлен постепенно уходит в землю.
«"Спешите хоронить своих мертвых, - говорил, согласно преданию, Мухаммед. - Они скорее достигнут вечного блаженства, если были праведны в земной жизни. А если они были порочны, то тем самым вы скорее удалитесь от них, осужденных гореть в пламени ада". Поэтому тело покойного у мусульман обычно предают земле в течение 24 часов после смерти. Освященное словами пророка это правило имеет большой смысл: в странах с жарким климатом, а именно там преобладающе живут народы, исповедующие ислам, трупы очень быстро разлагаются.
Тело покойного обмывают, натирают благовониями, раствором камфары, заворачивают в саван (кафан) из белого полотна, также пропитанного ароматическими веществами. Саван завязывается у головы и ног. Гроб или погребальные носилки накрывают черным покрывалом и несут головой вперед. Траурная процессия обычно не останавливается у мечети и следует прямо на кладбище. Перед захоронением мулла читает молитву, как правило, - это сура 36, называемая "Йасин".
Покойника кладут в могиле по-разному, исходя из местных народных обычаев. Но если хоронят в гробу, тело должно лежать либо головой, либо правым боком к Мекке. Если хоронят в саване, то слегка присаживают в нише, вырытой в боковой стенке могилы: лицо при этом должно быть обращено к Мекке» (http://lib.a-grande.ru/tradicii.php).
Удивительное впечатление производит погост старейшего города федерации – Дербента. Думаю, оно там не одно, как никак – 5000 лет!
«Выкапывалась вертикальная могила — шахта, внизу которой выдалбливалась ниша, куда и помещали тело. Нишу замуровывали, могилу засыпали землей и устанавливали типовой каменный надмогильный столб. …Чем более покосились эти каменные столбы, тем древнее кладбище, подправлять их в последующем, согласно традиции, не полагалось» (http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/ryazantzev/15.php).
Единообразные клонированные памятники многослойно покрыты разноцветными лишайниками, которые полностью их камуфлируют на фоне выжженной солнцем травы.
Большая часть памятников наклонены, многие повалены. Оказывается тут не принято навещать могилы усопших. Памятники ставят, время и Аллах их кренит, они падают, на их место помещают новые захоронения и цикл повторяется. Есть и такое описание: «По мусульманским обычаям нельзя могильные камни ставить вертикально, но уже несколько сотен лет здесь никто этого не соблюдает. Правильно - горизонтально - положены камни только на сорока могилах шахидов. Если человек стал шахидом, то есть погиб во имя Аллаха, на камнях ставят звезду. По некоторым надгробным камням можно определить, чем занимался человек при жизни. Для этого нужно дешифровать специальные пиктограммы на камне - например, изображение автобуса или грузовика, сантехники, поезда или коровы» (http://reports.travel.ru/reports/2009/09/173682.html).
«…несмотря на строгость нравов, за могилами старше 30 лет не особенно ухаживают. Говорят, что в 1990-е годы, погуляв по кладбищу, можно было найти могилы, над которыми вместо плиты стояла пика (копье) – это означало, что погребенный погиб насильственной смертью и его родственники поклялись за него отомстить; только после мести пику меняли на плиту. Сейчас Кавказ успокоился, и пик на кладбище больше нет» (http://derbent-vino.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1415&Itemid=763).
Это кладбище находится прямо под стенами дербенсткой крепости. Сюда от моря ведут геометрически правильные прочерченные улицы.
Очень редко встречаются многогранные обелиски.
На этом поездка в Дагестан подошла к конце. Теперь дождемся весны 2013 и продолжим!