Действие второй книги обновленной «Лиги справедливости» разворачивается через несколько лет после финала первой. Джефф Джонс решил не тормозить действие операцией № 2, делом № 3… Совместные подвиги по защите Вселенной для этой команды давно уже стали рутиной: что ни день, то появляются новые злодеи, замыслившие убийственные планы и создавшие себе в подмогу невероятных чудищ; так что медлить нечего: вперед, быстрей, на вылет!..
Не теряя времени (и помня о том, что даже перезапуск истории не стирает из народной памяти предыдущие десятилетия), автор представляет сверхгероев состоявшимися кумирами, при виде которых в толпе неизменно раздаются радостные восклицания: «Теперь все будет хорошо!» Даже больше: журналисты, например, уверены, что членам лиги следовало бы взять на себя работу правительства:
Бьюсь об заклад, вместе эти семеро легко наладят нашу экономику и приведут в порядок раздутый вами бюджет.У скачка во времени есть еще одно немаловажное оправдание: Джонс придумал неожиданного врага, с появлением которого и правда не стоило затягивать. Напомним, что «Начало» завершалось тем, что спасенный вместе с семьей писатель Дэвид Грейвс по горячим следам пишет книгу «Лига справедливости. Боги среди людей», которая обещает обогнать по продажам Библию. Похоже, как-то так и произошло: в новом томе упоминается, что вскоре после этого «Грейвс попал в число самых влиятельных писателей современности, наряду со Стивеном Кингом, Дорис Лессинг и Малкольмом Гладуэллом».
Однако жизнь непредсказуема: жена и дети литератора умирают от непонятной болезни, сам Грейвс, неизлечимо больной, убивает врача, который не может ему больше помочь… Видимо, всему виной как раз то происшествие: супергерои спасли людей от неминуемой гибели, но не заметили прилипшей к тем коварной заразы, со временем источившей смертное человеческое тело. Но как же так?.. Разве не для того титаны появились на свет, чтобы вызволять несчастных из беды раз и навсегда, без каких-либо побочных эффектов?!. Грейвс не может смириться со случившимся и теперь обвиняет во всем тех, кого сам же недавно восхвалял:
Лига справедливости вовсе не герои, которыми вы их считаете. Под своими масками они так же несовершенны, как мы. Они не лишены тщеславия, сомнений, тайн и личных интересов. Нельзя слепо верить в них. {…} Они не так команда, в которой мы нуждаемся.Его новая цель — уже не книги, а воскрешение любимых. Причем им движет не только эгоизм, но и в какой-то мере сострадание ко всем собратьям: «Воссоединим живых и мертвых. Вернем каждому его близких, его любимых»… Вот с кем на этот раз предстоит схватка.
Вставной главкой к основному повествованию выглядят тщетные попытки Зеленой Стрелы прибиться к Лиге, их отбивает в первую очередь Зеленый Фонарь: «В команде уже есть один „зеленый“. Поменяй имя на „Синюю стрелу“, и мы об этом подумаем». Вообще, образ Фонаря выписан здесь более выпукло, нежели прочие. Во время дождя он любезно воображает всем зонты (Аквамен: «Спасибо, Фонарь, мне зонт не требуется»), при случае заказывает на супергеройскую базу побольше продовольствия («Спасая мир, нагуляли аппетит. {…} Я слишком занят, чтобы ходить за покупками»), а унося ввысь спасенную женщину, уточняет: «Так ты, значит, в разводе?» Флэш, кстати, подобную привычку к флирту комментирует с ощутимой даже на бумаге печалью в голосе: «К последней девушке, с которой я встречался, ты подкатил всего через пять минут, как мы сели ужинать».
Отдельная линия, на которую, естественно, обращаешь внимание, — любовные муки полковника Стива Тревора: «Я слышал, у вас с Чудо-женщиной кое-что было. Она хоть в постели-то сапоги снимает?» / «Нас с Чудо-женщиной связывают исключительно профессиональные отношения, конгрессвумен». Переживания землянина легко понять: бедра Чудо-женщины — элемент необычайной выразительности. Когда она в ходе драки уделывает сперва Зеленого Фонаря, а потом и Супермена (после чего в смятении, видимо, чувств соединяется с последним в страстном поцелуе) — волей-неволей в голову лезут всякие там фривольные мысли.
За эту маленькую радость следует, конечно, благодарить Джима Ли — пожалуй, самого клевого художника комиксов современности. Его же карандашу принадлежит и вопиющая, шокирующая, возможно, самая скандальная обложка в истории жанра: скелетики всех задействованных здесь супергероев, от Супермена до Бэтмена, лежат по гробикам в ожидании погребения… «Черная» фантазия, которой вряд ли будет суждено воплотиться на нашем веку — мы-то знаем, что этих ребят и на наших внуков хватит. Даже при внешней пессимистичности нынешнего финала:
Лига Справедливости может ежедневно спасать Землю, но мы не можем ежедневно спасать каждого ее жителя.