Потребление кофе в России падает третий год подряд. В 2019 году оно достигло своего пика на уровне 188,1 тысячи тонн, впервые обогнав по популярности чай (до этого наблюдался паритет — по 160 тысяч тонн в год у каждого). Но в 2020 году потребление всех типов кофейных напитков (кофе в зернах, молотый и растворимый, а также кофейные смеси) снизилось на 4,4%, до 179,8 тысячи тонн, в прошлом году упало на 8,7%, до 164,2 тысячи тонн, а в этом году может сократиться еще на 7%, сказал РБК гендиректор ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия.
Негативную тенденцию подтверждает исследовательская компания Ipsos. По ее данным, большинство россиян старше 16 лет в крупных городах пьют растворимый кофе, тогда как молотый выбирают около трети. В четвертом квартале 2021 года 55,7% респондентов за последние три месяца потребляли растворимый кофе (год назад их было 62,1%), а молотый и в зернах — 37,6% опрошенных против 42,1% годом ранее. В первом квартале 2022 года снижение продолжилось: за последние три месяца растворимый кофе употребляли 54,9% опрошенных, молотый и в зернах — 34,2%.
Взлет спроса на бодрящий напиток остановила пандемия. Потребление кофе в России непрерывно прирастало с начала 1990-х годов, когда он вошел в моду из-за ассоциации с западным образом жизни. Но, в отличие от чая, у кофе сложился имидж напитка, который пьют вне дома — в кафе или в офисах, пишет РБК. Коронавирусные локдауны негативно сказались на его потреблении, а начавшийся затем рост цен на сырье помешал полноценному восстановлению спроса.
В этом году рост цен на готовую продукцию продолжится, прогнозирует Рамаз Чантурия. Скажутся отголоски повышения стоимости сырья, а также текущая «ситуация экономической турбулентности», связанная с колебаниями курса рубля и нарушением логистики. Оценить грядущий рост цен эксперт затруднился, но отметил, что это скажется на потреблении.