Заявление внешнеполитической службы Евросоюза по поводу открытия железнодорожного сообщения через Керченский пролив является дежурным месседжем, без которого нельзя было обойтись.
Официальная позиция Евросоюза по статусу Крыма обязывает делать подобные заявления, чтобы подчеркивать своё отношение к этому территориальному спору. Присоединение Крыма к России является причиной части пакета антироссийский санкций, которые регулярно продлевает Европа.
Крымский кейс — это постоянно существующий повод для введения ограничительных мер против России.
На данный момент более важным вопросом является Донбасс, поэтому тема Крыма всплывает намного реже. Если вопрос Донбасса будет решен в краткосрочной перспективе, то именно тема Крыма выйдет на первый план по сдерживанию России.
Европа не стремится лишать себя такого важного козыря при переговорах с Россией. Не стоит ожидать, что Евросоюз признает Крым российской территорией даже в среднесрочной перспективе. России важнее, чтобы тема Крыма перешла в разряд «тихих».
Статус этого вопроса должен напоминать тему разделенного Кипра. «Турецкая Республика Северного Кипра» является признанной только Турцией, но это не мешает Анкаре быть членом НАТО и долгое время обсуждать с Брюсселем вступление в ЕС. Никто не вводит санкции против Турции из-за кипрского кейса.
Россия с Крымом будет двигаться по подобному сценарию. Берлину и Парижу не нужно сегодня придумывать темы для ссор с Россией. На фоне непростых отношений с американцами происходит сближение с Москвой: реализуются совместные энергетические проекты, происходит обсуждение сферы безопасности, стороны торгуют между собой, хотя это и происходит на фоне взаимных санкций, которые стоило бы отменить.
Евросоюз на собственном примере увидел вред экстерриториальных санкций, которые вводят американцы против партнеров «Северного потока-2». Европа убедилась, что язык санкций не имеет никакого отношения к справедливости, а американцы преследуют свои собственные торговые и политические цели, не считаясь с интересами европейцев.
В современном мире не существует универсальных правил по решению территориальных споров. Каждый подобный случай уникален, поэтому его решение зависит только от воли сторон.
Тема Крыма будет оставаться электорально востребованной на Украине очень долгое время. К этому вопросу будут обращаться политики-популисты, когда им будет необходимо заявить о себе. К этой теме будет возвращаться и официальный Киев, когда ему будет нужно подкорректировать свой рейтинг.
Любые вопросы, связанные с территориальной целостностью страны, являются болезненными. Когда страна лишается территорий, то это ущемляет чувство национальной гордости. Не стоит рассчитывать на то, что между Москвой и Киевом по этому вопросу возможен какой-то компромисс. Россия не готова обсуждать статус Крыма с кем-либо.
По этому вопросу стоит вести себя именно так. Россия должна вести свою политику, не оглядываясь на заявления Киева или Брюсселя. Крымский мост — и железнодорожная ветка, и автомобильная трасса — является важнейшим инфраструктурным проектом, который сделал «остров» Крым частью российского материка.
Это важно со всех точек зрения, в том числе и по вопросу безопасности. Что касается милитаризации региона, то российское военное присутствие было существенным и во времена украинской юрисдикции над полуостровом. Сегодня вопрос безопасности Крыма остается актуальным, так как с украинской стороны можно часто услышать резкие и экстремистские заявления, которые призывают к военным сценариям.
Россия будет защищать свою территорию, а также размещать там те военные объекты и вооружения, которые посчитает нужным. России нужно работать с зарубежными странами по части санкций, которые работают против самих жителей Крыма. Этот вопрос нужно выводить в политическую плоскость, чтобы жители полуострова не находились в ущемленном положении.
Они должны пользоваться всеми технологиями и благами, как и другие жители России. Коллективная ответственность является архаичным методом давления. Такие методы не работают при решении подобных споров, а только ухудшают качество жизни обычных крымчан.