Европейские запасы газа переполнены, а спрос снижается до уровня, невиданного с начала 1980-х годов, но цены на голубое топливо по-прежнему высоки — недавно они достигли восьмимесячного максимума. В чем причина? Ответить на этот вопрос пытается обозреватель Bloomberg Хавьер Блас.
Напуганные энергетическим кризисом двухлетней давности, европейцы «дуют на воду», полагает он. Накопленных запасов газа может оказаться недостаточно, если произойдет что-то непредвиденное, например, резкое похолодание или перебои с поставками из России.
Эффект мягкой зимы и растущая конкуренция
Летом цены на природный газ в Европе выросли, поскольку регион изо всех сил пытался как можно быстрее восполнить свои запасы. И если судить по объему газа, который Европа закачала под землю для использования зимой 2024-25 годов, все выглядит хорошо. 19 августа загрузка достигла ожидаемого уровня в 90%, на десять недель раньше официальной цели — 1 ноября.
Теоретически этого должно быть достаточно, чтобы смягчить сезонное повышение спроса. Но если присмотреться внимательнее, есть причины для осторожности.
Во-первых, значительное увеличение запасов произошло очень рано весной, по сути, из-за более теплой, чем обычно, прошлой зимы. Но с тех пор профицит сократился, поскольку Европа не смогла привлекать поставки сжиженного природного газа такими же темпами, как в 2022 и 2023 годах.
Прелесть СПГ в том, что газ проходит переохлаждение и переработку для загрузки в танкеры и отправки по всему миру, почти как нефть. Таким образом, Европа может покупать его в любой точке мира, компенсируя потерю поставок российского газа по трубопроводам.
В 2022 и 2023 годах Европа закупила большое количество СПГ, обойдя азиатских импортеров и воспользовавшись снижением спроса в Китае на фоне разгула covid-19. Однако в этом году она столкнулась с более жесткой конкуренцией не только со стороны Пекина, но и со стороны более мелких покупателей в Азии. В результате объем импорта СПГ в Европу этим летом был на 15-25% ниже, чем за аналогичные периоды предыдущих двух лет.
Во-вторых, две предыдущие зимы Европа провела, имея у своих берегов по меньшей мере пару десятков судов с СПГ в качестве дополнительных хранилищ. Маловероятно, что у региона будет возможность пользоваться таким плавучим запасом предстоящей зимой, учитывая, что сейчас разница между азиатскими и европейскими ценами на СПГ благоприятствует потокам на восток, а не на запад.
Если сложить все это вместе, в Европе будет достаточно газа, если зима пройдет нормально или даже теплее, чем обычно, и никаких форс-мажоров не случится. При таком сценарии цены на природный газ в регионе могут значительно снизиться к Рождеству или в начале января, когда треть отопительного сезона останется позади. Сейчас европейский эталонный показатель потребления газа, известный как TTF, торгуется на уровне, близком к 40 евро (44 долларам) за мегаватт-час. Возможно снижение цены где-то до 30-25 евро за МВтч.
Что может пойти не так и привести к росту цен?
Во-первых, погода. За последние два года явление Эль-Ниньо, которое привело к повышению температуры на планете, помогло снизить последствия энергетического кризиса на континенте. Но Эль-Ниньо быстро сходит на нет, и метеорологи говорят, что с октября или ноября, вероятно, будет преобладать противоположный погодный тренд, называемый Ла-Нинья. В этом случае Европа может столкнуться с обычной или даже более холодной зимой.
Вторая угроза — возможные перебои с поставками газа из России, который по-прежнему поступает в ЕС в достаточно ощутимых количествах, хоть и не сопоставимых с былыми объемами. Австрия, Словакия, Венгрия и Италия по-прежнему в значительной степени зависят от этих поставок, и неясно, сохранится ли этот поток, когда в конце 2024 года истечет срок действия ключевого контракта на транзит по трубопроводу через Украину. Если убрать этот газ, нынешние запасы голубого топлива в Европе покажутся недостаточными.
С начала газового кризиса Европа значительно сократила потребление газа, но теперь оно находится на минимальном уровне и вряд ли продолжит снижаться, если не произойдет резкого скачка цен. По оценкам Айры Джозефа из Центра глобальной энергетической политики Колумбийского университета в Нью-Йорке, спрос в Европе в этом году может упасть до самого низкого уровня с 1984 года.
Все это сохраняет цены на газ в Европе на уровне, который намного ниже, чем в 2022 году, но все же вдвое превышают прежние показатели.