Общество

Когда Новый год – твоя работа

6 342

Кто такие Дед Мороз и Снегурочка, объяснять никому не надо. Но за каждой бородой и кокошником скрывается простой человек. Многие из них готовы поведать тонкости своей профессии.

Алексей и Ольга – актер и педагог. Утверждают, что алкоголь и Дед Мороз – вещи несовместимые.

«Около шести лет мы трудимся Дедом Морозом и Снегурочкой, приходя в гости к детям. Но работой для нас является только та часть, где мы продумываем сценарий и репетируем само представление. Когда мы приходим к ребенку, то начинается творчество. Для нас каждое мероприятие – это тоже праздник. Мы делимся своей энергией с детьми, а они, в свою очередь, делятся своей.
Когда Новый год – твоя работа © Александра Чарно/Ridus.ru

Нам очень радуются дети из неблагополучных семей. Они действительно ждут наступления Нового года, особенно прихода Деда Мороза со Снегурочкой. Дети в таких семьях больше других верят в сказку и волшебство. Во многом благодаря им наша профессия нам не надоедает.

Из-за плотного графика накапливается усталость. Но мы никогда не позволим себе снимать ее алкоголем. Да, и вообще Деды Морозы-алкоголики – это миф. К тому же мы за рулем.

Нам часто приходится ездить в разные точки города. В день надо выполнить по 3-5 заказов. К некоторым детям приходится ездить в область. Из-за предновогодних пробок случаются опоздания. Пока это единственная причина для недовольства наших клиентов, хотя из-за нее даже срывались заказы. Но чаще всего мы приезжаем вовремя. Да и в целом каких-то казусов за 6 лет работы не было. Пожалуй, только один случай, когда папа ребенка растерялся, увидев Деда Мороза без грима. У Алексея слегка кавказская внешность, не очень сочетающаяся с имиджем северного старика. Но проработанный костюм и харизматичный голос создали образ настоящего Деда Мороза, и никаких претензий не было».

Дмитрий – актер. Полагает, что высшая цель Деда Мороза – вселить веру.

«Я отчетливо помню, как, когда мне было всего пять лет, ко мне пришел пьяный Дед Мороз, подарил подарок и ушел, а я расплакался. Это, пожалуй, одно из самых ярких детских воспоминаний. Поэтому я некоторое время опасался работать с детьми. Уж очень боялся их разочаровать.

Изначальным импульсом к работе Дедом Морозом стала необходимость заработка. Но в какой-то момент я осознал, что несу еще какую-то важную миссию. Я должен подтвердить веру ребенка в чудеса и подхожу к своей работе очень ответственно. Я уже пять лет не употребляю алкоголь, даже шампанское в Новый Год. Потому весьма забавным выглядят ситуации, когда отец с гордостью выносит мне после представления бутылку дорогого виски. В его глазах читается гордость. А я размышляю, кому бы ее отдать.
Когда Новый год – твоя работа © Из архива театра Артефакт/Ridus.ru
Самое замечательное в моей работе, когда кто-то из родителей выходит после моего представление в квартире и говорит: «Ребенок действительно поверил, что приходил Дедушка Мороз!» Чтобы добиться такого эффекта мы иногда идем на хитрость. Я спрашиваю у родителей перед выступлением: «Поведайте мне такое, о чем знаете только вы с ним?» К примеру, ребенок не любит комки в манной каше. Или ему никак не дается французский язык. Когда ты заводишь с ребенком разговор об этих вещах, то все его сомнения о том, кто перед ним, развеиваются. Он уже не просто верит в Деда Мороза, он верит в радость, добро и волшебство. Дед Мороз подтверждает его ожидания от мира, что есть добрые люди на нашей планете.

Вот почему я заплакал в пятилетнем возрасте – я тогда не поверил. Теперь я стараюсь подарить веру другим».

Яна – актриса. Считает, что главное в Снегурочке и Деде Морозе – проработанность образа.

Когда Новый год – твоя работа © Александра Чарно/Ridus.ru
«В этом году я впервые стала выступать в образе Снегурочки на главной предновогодней ярмарке в Петербурге. Каждый день на сцене на площади Островского проходит получасовая интерактивная программа с моим участием. Сценарий, персонажей и конкурсы придумывали мы сами – артисты.

Несмотря на то, что я здесь первый год, Снегурочку я играю уже несколько лет – начинала еще на первых курсах «кулька» (Санкт-Петербургский Государственный Университет Культуры и Искусств – прим. кор.). С тех пор уверена, что образы должны быть максимально проработаны: борода у Деда Мороза должна быть почти как настоящая. Валенки и красная шуба – его обязательные атрибуты. У Снегурочки должны быть настоящие косы. Дети обращают внимание даже на какие-то незначительные мелочи.

Выступать приходиться на улице, и здесь есть своя специфика. В этом году открытие ярмарки совпало с тридцатиградусными морозами, поэтому было очень мало зрителей. Кто из родителей поведет своего ребенка на ярмарку в такую погоду? Поэтому приходилось со сцены зазывать народ. Но мы будем выступать и ради одного ребенка. Артисты ярмарки специально готовятся к критическим ситуациям. Именно поэтому площадные выступления совсем не похожи на театральные постановки или елки».

Руслан и Марьяша – лингвисты и политические активисты партии «Яблоко», волонтеры. Уверены, что пенсионеры - тоже дети.

Когда Новый год – твоя работа © Александра Чарно/Ridus.ru

«Уже два года мы играем Дедушку Мороза и Снегурочку на детских елках просто для того, чтобы увидеть улыбку на лицах ребят. Ни в каких театральных кружках мы не участвовали, поэтому не стесняемся говорить, что мы – любители-волонтеры. Будучи лингвистами, у нас хорошо поставлена речь. Это заметили и предложили провести несколько вечеров. Так мы начали сотрудничать с фондом социальных программ «Мария», который занимается в том числе и новогодними благотворительными мероприятиями.

Главное наше преимущество в том, что мы делаем все от чистого сердца. Каждое наше мероприятие уникально. Редкий случай, когда елка проходит по сценарию. Наша работа – это импровизация в чистом виде.

Когда Новый год – твоя работа © Александра Чарно/Ridus.ru

Мы готовы взяться за любой даже очень сложный заказ: приходим и к детям-инвалидам, и к трудным подросткам, и к людям старшего возраста. Нам проходилось делать представления даже для пенсионеров. Конечно, они уже давно не верят в Деда Мороза. Но пенсионерам свойственно ностальгировать, вспоминая детство. Они как бы «откатываются» во времени, становятся моложе своих лет. Мы в этот момент оказываемся в окружении детей, а не великовозрастных умудренных жизнью пенсионеров. В этом случае наш сценарий остается прежним: таким, как если бы перед нами были дети. И те и другие с удовольствием поют и танцуют, делают все от души.

В этом отношении с пенсионерами даже проще, чем с некоторыми детьми. Для многих школьников Дед Мороз уже не тот сказочный персонаж, каким он был в нашем детстве. Когда есть Интернет, дети раньше начинают сомневаться в подлинности волшебства образа. Мы все чаще сталкиваемся с тем, как школьники видят в Деде Морозе лишь переодетого в красную шубу парня. Но мы ответственны за свои образы, поэтому всеми силами пытаемся их убедить и подарить им дух Нового Года».