Военное дело

Когда пассажирские самолеты участвуют в боевых действиях

5 489

Для напряженных русско-американских отношений эта капля не станет последней. Сверхдержавы могут продолжать бросаться экономическими санкциями, чтобы выяснить, кто хозяйка на украинской кухне: эксперты приводят массу доказательств, почему в катастрофе виноваты ПВО Украины.

В интервью RT политолог Константин Сивков удивлялся тому, откуда Порошенко мог знать про теракт еще до падения самолета. Его пресс-служба давала информацию о взрыве на борту. К тому же замминистра внутренних дел Украины писал на Facebook, что "Боинг" был сбит ракетой комплекса "Бук", а именно такие недавно поставили под Донецк для защиты от возможных авиаударов со стороны России. У ополченцев этих систем нет, заявляли ранее украинские власти. Большинство экспертов склоняется к той версии, что малазийский пассажирский "Боинг" во время учений сбили украинские военные. Так же, как русский Ту-154 в 2001 году.

Ничему жизнь не учит

Чертову дюжину лет назад украинская зенитная ракета С-200 сгубила семьдесят восемь человек над водами Черного моря. Нелегая направила её в гражданский самолет, летевший по маршруту Тель-Авив-Новосибирск. Он упал с высоты одиннадцать тысяч метров - это расстояние от земной поверхности до дна самой глубокой в мире Мариинской впадины.

Зенитно-ракетный комплекс С-200 использует полуактивную систему наведения. Цель, которую он обнаруживает, надо "подсвечивать". Из-за присутствия высшего командования и иностранцев оператор волновался и спутал её со злосчастным Ту-154. Последний залетел в центр предполагаемой области обстрела. Хотя КНИИСЭ не установило точных причин трагедии, а Путин, можно сказать, "простил" братушкам преступную халатность, подозревая другие причины ("Оружие, которое использовалось в это время, по тактико-техническим данным не могло достать воздушных коридоров, в которых находилось наше воздушное судно…"), на Украине полетела не одна чиновничья шапка: после трагедии ушёл в отставку министр обороны Александр Кузьмук, уволили главкома ПВО генерал-полковника В. Ткачёва, его заместителя, начальника радиотехнических войск ПВО и несколько полковников. Однако под суд никто из них так и не попал.

Окрошка из гражданского самолета - американский рецепт войны

В четыре раза больше человек в 1988 году угробили американцы. Среди двухсот девяноста погибших было шестьдесят шесть детей. Самолет Тегеран-Дубаи едва успел набрать высоту, когда его сбил ракетный крейсер "Vincennes" ВМС США. Действовать надо было быстро: такой перелет занимает всего полчаса. Американское правительство заявило, что иранский самолёт по ошибке был идентифицирован как вражеский истребитель. Известно, что в США знали о том, что Иран купил у китайцев противокорабельные ракеты HY-1 Silkworm (лицензионная копия советской ракеты П-15М). Ракетный крейсер вошёл в территориальные воды Ирана утром, сначала гнался за иранскими лодками, а потом нацелился на пассажирский самолет. Ракета разорвала его пополам. Обломки упали в Персидский залив. Погибли все.

Позже командир крейсера Уильям Роджерс III был награждён орденом «Легион почёта».

Vincennes одиннадцать раз пытался связаться с самолетом по радио, но почему-то не использовал его уникальный код, который выявила система распознавания целей. Всего три сообщения отправили на гражданской частоте, то есть три четверти запросов просто не могли быть приняты пилотами. Катастрофу объясняют именно этими фатальными "радиопереговорами", вызванными напряженной обстановкой между странами.


© wikipedia.org
Ракета стартует с передней площадки крейсера Vincennes во время учений в 1987 году. Эта же пусковая установка была применена для стрельбы по самолёту рейса Iran Air-655.

НАТО-промашка

В конце июня, перед самой Олимпиадой-80, случилось, как говорят итальянцы, «Strage di Ustica» - массовое убийство на Устике. Между городами Болонья и Палермо упал 870-ый рейс итальянской авиакомпании.

Погиб восемьдесят один человек. Исследования причин проводились с десяток лет. Большинство экспертов считает, что самолет стал непреднамеренной жертвой воздушного боя между НАТО и Ливией. В 2008 году бывший президент Италии и председатель Совета министров Франческо Коссига заявил, что авиалайнер был сбит ракетой, запущенной именно с французского истребителя. Спустя почти тридцать лет президенту Франции подали иск о возмещении ущерба. Эта катастрофа показана в серии фильмов "Бойня над Средиземным морем".

Сами себя

В 1962 году произошла самая крупная авиакатастрофа в Советском союзе. Пассажирский Ту-104А компании "Аэрофлот" пролетел всего час пути из Иркутска в Омск, а потом неожиданно начал крутое снижение и упал на лес. Обстоятельства трагедии точно неизвестны, но, скорее всего, самолёт был сбит зенитной ракетой. Маганская часть ПВО проводила учебные запуски, и оттуда поступило сообщение, что одна из ракет потеряла свою цель. Проходя через грозовой фронт, она могла перенацелиться на гражданский самолет и поразить его в левый борт. В том крушении погибло восемьдесят четыре человека.

По "белым и пушистым"

Многих до сих пор занимает неоднозначная история с корейским "Боингом 747", который в 1983 году сбил советский истребитель-перехватчик. Корейский самолет пересек допустимую воздушную границу, отклонившись от заявленного курса на пятьсот километров и пролетев над военными базами СССР. При этом в определенный момент этот самолет сблизился с американским разведчиком RC-135, и настолько, что их метки на радарах слились. Этому способствовали схожие размеры и конструкция самолетов. На лайнер неоднократно, в соответствии с международной практикой, передавалось радиосообщение о нарушении границ воздушного пространства, но ответа не следовало. Затем советский перехватчик сделал несколько длинных предупредительных очередей из авиапушки. Его пилот Геннадий Осипович допускал, что выстрелы могли не заметить, но через некоторое время корейский самолет снизил скорость до четырех сот километров в час, что все же похоже на реакцию. "Боинг" тем не менее продолжал углубляться на запретную территорию, и в итоге советскому пилоту поступил приказ об уничтожении нарушителя. Он выпустил две ракеты. Самолет закружился по спирали и упал.

Президент США Рейган назвал случившееся "преступлением против человечества", а генсек ЦК КПСС Юрий Андропов, выражая соболезнования, отметил: "Но наша ПВО действовала правильно". Сам пилот, Геннадий Осипович, много раз говорил, что просто выполнял приказ, но при этом никогда не сомневался в том, что тот самолет не был обычным пассажирским авиалайнером.