Технологии

Когда прекратили строить метро и не только

0 5691

В истории Московского метро есть черная дата — 16 октября 1941 года, когда метрополитен не работал. Но в истории метрополитенов нашей страны есть и другая черная дата.

С той истории в принципе все понятно, кроме одного момента, что именно хотели взорвать, а что разобрать.

Думаю, углубленное изучение архивов рано или поздно принесёт улов в виде какого-либо интересного документа. А сейчас мы с вами переместимся на несколько десятков лет вперед — в 1989 год, тогда, 21 июня вышло постановление Совета Министров СССР № 495 «О приостановлении сооружения и об отсрочке начала строительства крупных и дорогостоящих строек и объектов».

© Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com © Александр «Russos» Попов/russos.livejournal.com

Выше — Постановление Совмина СССР от 21 июня 1989 г.

Данный документ откопали мои коллеги, ища нужную им информацию, вы не поверите, в Фонде Гайдара. Тут, конечно, надо пошаркать ножкой, как будто вы наступили в неприятную субстанцию, но так уж получилось, что у них было выложено это постановление. Меня заинтересовала та часть, которая касается метрополитенов. До этого как-то считалось, что остановка строек метро пришлась на начало 90-х годов, а вот, оказывается, нет — на 1989 год. Давайте ознакомимся с текстом постановления.

Совет Министров СССР постановляет

1. В связи с напряженным финансовым положением в стране и в целях предотвращения затрат, эффект от осуществления которых может быть получен в ближайшие годы:
а) приостановить сооружение и отсрочить начало строительства 1989–1990 годах и в тринадцатой пятилетке крупных и дорогостоящих строек и объектов согласно приложению;
б) принять предложение Госплана СССР о приостановлении сооружения или об отсрочке начала строительства строек и объектов, решения сооружении которых приняты министерствами СССР, согласно прилагаемому перечню.

2. Госплану СССР при разработке проектов государственных планов экономического и социального развития СССР рассматривать предложения министерств СССР и Советов Министров союзных республик о возобновлении или начале сооружения строек и объектов, указанных в настоящем постановлении, исходя из наличия необходимых материальных и финансовых ресурсов. При этом в проектах на стройки и объекты должны быть заложены прогрессивные технические и технологические решения, высокая экономическая эффективность капитальных вложений, также учтены требования по охране окружающей среды.

3. В связи с перестройкой руководства экономикой и социальной сферой в союзных республиках и переходом их на принципы самоправления и самофинансирования установить, что вопросы проективания и строительства метрополитенов и монорельсовых пассажирских дорог решаются начиная с тринадцатой пятилетки Советами Министров союзных республик. Финансирование указанного проектирования и строительства должно осуществляться в пределах средств соответствующих регионов.

Считать утратившим силу с 1 января 1991 г. постановление Совета Министров СССР от 21 июля 1965 г. № 573.

Третий пункт напрямую касается метрополитенов. Видимо с него пошло то, что до сих пор строительство финансируется из городских бюджетов, а не федерального. Казань стала исключением — поэтому там и пустили метрополитен.

И давайте посмотрим на приложения к постановлению, где хотели отсрочить, а что отложить.

Под отсрочку попали метрополитены в городах: Алма-Ате, Челябинске, Красноярске, Риге, Омске, Донецке, Ростове-на-Дону, Уфе и Казани.

В Алма-Ате метрополитен был открыт 1 декабря 2011 года. В Казани 27 августа 2005 года. В Челябинске, Красноярске, Омске и Донецке строительство началось в 90-е года, но воз и ныне там. В Ростове-на-Дону велось только проектирование (мне попадались документы по нему), а в Уфе 30 мая 1996 года Борис Николаевич Ельцин торжественно заложил первый камень в строительство метрополитена. Боюсь, кроме этого камня там нет ничего.

А вот отложить строительство, согласно документу, надо было в Перми и Одессе. В общем и там и там метрополитена нет, и не предвидится даже в отдаленном будущем.