С 2007 года в США работает сайт с говорящим названием Newspaper Death Watch. Там публикуются сведения о закрывающихся или полностью переходящих в онлайн американских изданиях. Стоит ли в России запустить такой же?
«Вымирание» российской печатной прессы идет не столь быстро, хоть и заметно. Это американцы приняли волевое решение закрыть печатный Newsweek, у нас же подобных крупных шагов еще не было.
В Америке очевиден спад покупательской активности: розничные продажи журналов снизились в прошлом году почти на 10%. По данным исследовательской компании Pew Research Center, число американцев, которые получают новости в бумажном формате, за последние десять лет упало с 41 до 23 процентов. Зашевелились и крупные игроки рынка. Например, американская медиакорпорация Time Warner сбрасывает «балласт» в виде издательского дома Time Inc. Сделка о продаже уже подготовлена.
А что у нас? По данным бюро тиражного аудита ABC, в третьем квартале 2012 года 14% напечатанного тиража трех крупных газет («Комсомольская правда», «Аргументы и факты» и «Жизнь») остались нереализованными. Это нормальные для рынка печатной прессы показатели, утверждают некоторые эксперты. Вместе с сомнительным спросом, однако, растет и цена. В прошлом году газеты и журналы подорожали в среднем на 12%. Такую цифру приводят аналитики Ассоциации распространителей периодической печати. В 2013 году обещают «газетную» инфляцию не более 10%. И вроде бы ничто не предвещает краха.
Еще одна общемировая тенденция – падение тиражей у книжных издательств. Согласно отчету Российской книжной палаты, падение тиражей в 2012 году по отношению к 2011 составило 12%. При этом с каждым годом рынок электронных книг приобретает все более четкий образ: контента для загрузки становится больше, учитываются юридические тонкости, налаживается связь с программными платформами (магазины для Android, iOS, Windows Phone). В России многие книжные издательства крепко стоят на ногах за счет реализации учебной литературы – на нее спрос стабильный. И даже вялые эксперименты по переходу с бумажных учебников на ридеры ничуть не пошатнули этих позиций.
Вместе с тем проникновение мобильных гаджетов в страну все глубже. Исследовательский холдинг «Ромир» провел опрос на тему книг, по итогам которого выяснилось, что каждый седьмой (!) россиянин читает с экрана. Ридерами пользуется 38% опрошенных, планшеты вместо книги используют 21%. Первые выбирают безопасное чтение на E-Ink-экранах, вторые не готовы ограничивать себя только чтением и выбирают устройства на с цветными дисплеями, среди которых не есть не только планшеты, но и мультимедийные ридеры вроде PocketBook SURFpad. Это читалка категории low-cost (стоит около 3 500 рублей), работающая на ОС Android. Наполовину ридер (компактность), в чем-то – планшет (ловит Wi-Fi, поддерживает приложения из Google Play и даже тянет видео высокой четкости и 3D-игры).
Для кого-то устройства, подобные PocketBook SURFpad, просто бюджетное решение гаджета на каждый день, для кого-то – «перевалочный» пункт в ожидании качественных читалок с цветными электронными чернилами. Компания PocketBook обещает выпустить такой ридер летом. И вот тогда, возможно, появятся изменения в положении издательств, выезжающих на учебниках. Поскольку школьникам не нравится «серость» обычных E-Ink-дисплеев: не наглядно и не красочно.
В общем, главные перемены еще впереди. Гадать, через сколько лет при таком раскладе бумажная пресса исчезнет совсем, - прерогатива футурологов. Американский прогнозист Росс Доусон считает, что на его родине печатные СМИ не будут выходить уже в 2017 году. В России, по его мнению, аналогичная ситуация сложится в 2026.