С началом спецоперации на Украине градус агрессии со стороны ее жителей по отношению к россиянам существенно вырос. Причем до такой степени, что даже близкие перестают общаться друг с другом. Причины ненавидеть, конечно, есть. Если бы не одно но.
Нужно заметить, что именно сейчас эта ненависть стала полновесной. Но и до того она цвела буйным цветом и крепла десятилетиями. В то время как в России столь сильных негативных чувств по отношению к соседям никогда не испытывали. Даже сейчас опросы среди россиян показывают скорее сочувствие народу сопредельной страны.
Почему так складывалось испокон веков? «Ридус» искал ответ на этот вопрос.
«Тут полился хейт»
Майдан.© Pixabay.comРодственники москвички Марии Алексеенко живут в Киеве. Первые звоночки того, что что-то не так, прозвенели еще в 2014 году, когда на Украине случился Майдан. Хотя раньше они довольно мирно общались, подшучивали друг над другом и над национальными особенностями народов.
«Родной дядька мне тогда звонил и говорил, что мы тут, в России, все зомбированные, что мы рабы. Не видим и не хотим видеть реальной ситуации. Тогда мы тему политики в нашем общении как-то замяли и решили, что касаться ее не будем. Все наше общение строилось вокруг бытовых тем, что называется „о погоде и о природе“. Конечно, о поездках в гости друг к другу с тех пор речи и не заходило. Поэтому мои родственники не могли приехать к нам, чтобы убедиться: мы настроены по отношению к ним довольно мирно и дружески», — рассказывает Мария Алексеенко.Вторая волна ненависти, причем особенно лютой, захлестнула ее родственников в феврале, как только началась специальная военная операция.
«Мы предлагали им помощь, чтобы они могли выбраться из Киева и переехать к нам в Москву, начать новую жизнь. Мы готовы были помочь с деньгами, работой, бытом, но в ответ на это на нас вылился такой ушат грязи, что сложно вообразить. Я тогда списала это все на стресс, панику, страх, но мне от родни по несколько раз в день приходили оскорбительные сообщения, переходящие в угрозы, поэтому я была вынуждена их заблокировать. Я перед ними ни в чем не виновата, а слушать и читать откровенную грязь — приятного мало. Конечно, я волнуюсь, переживаю, но этот хейт спровоцировала не я», — заключила Алексеенко.«Ненависти нет»
Забор в цветах флага Украины.© unsplash.comИсторик Геннадий Кабанов утверждает, что в России в числе паттернов поведения никогда не было темы того, что Украина что-то должна нашей стране.
«У нас в целом адекватное отношение к собственной истории, поэтому изначально не было точки входа в систему ненависти, которая же есть на Украине. Но надо отметить, что у больших, самодостаточных государств нет национальных комплексов, основанных на нелюбви или ненависти к соседнему государству. И все время, начиная с распада СССР, Россия максимально политически дистанцировалась от соседней страны. Хотя экономические связи были», — рассказывает Геннадий Кабанов.Он отмечает, что Российская Федерация не проявляла открытого интереса к участию во внутриполитических процессах, не было никакого пророссийского лобби — ни губернаторов регионов, ни парламентариев, никого. Эту страну у нас воспринимали по большей части через их эстрадных артистов, которые успешно выступали в России. Кстати, довольно заметной частью этой поп-культуры был и Владимир Зеленский, который в составе команды КВН практически жил в Москве.
«И на этом фоне россияне никогда не испытывали негатива к соседнему народу. Кстати, даже политические радикалы маргинального уровня едва ли открыто говорили о ненависти к Украине. Но в самой Незалежной русофобских лозунгов всегда было достаточно — вспомним хотя бы 2014 год. Однако этому у нас ничего не противопоставляли, ровно потому, что Россия — самодостаточная страна, и поводов ненавидеть Украину нет. Кстати, не появились они и сейчас, когда проводится специальная военная операция. Наши граждан относятся к соседям довольно терпимо, с сочувствием и готовностью помогать», — комментирует Кабанов.«Были другие проблемы»
Кандидат философских наук Иван Федоров утверждает, что ненависть украинцев к россиянам «вылечить» теперь можно будет «только временем». Причем срок будет порядочным.
«Прежде всего нужно избавить соседнюю страну от радикалов, от западно-украинского экстремистского лобби. Но надо понимать, что лечить это явление сложно: оно корни там пустило еще при советской власти во времена Хрущева, который совершил большую ошибку, позволив амнистированным националистам из подполья, действовавшего в стране во времена Второй мировой войны, остаться там, где они воевали. Именно они сохранили эти семена вражды и ненависти», — говорит Иван Федоров.Надо отметить, что в 90-е годы перед Россией стояла масса проблем, среди которых места Украине не находилось. Тогда и в голову не могло никому прийти, чтобы разбираться в былых обидах не только с Украиной, но и с другими бывшими союзными республиками.
«Решили украинцы всем рассказывать, что их предки выкопали Черное море, ну и Бог с ними — это выбор и право каждого. И эта индифферентность легла в основу отсутствия вражды и ненависти. И, повторюсь, каких-то комплексов в отношении соседней страны у нас никогда и не было», — отметил Иван Федоров.«Гоголь как великий русский писатель»
Н. В. Гоголь, портрет кисти Ф. Моллера (1840, Третьяковская галерея).© wikipedia.orgГоворя об истоках такого отношения украинцев к России, историк Геннадий Кабанов в беседе с «Ридусом» упоминает Первую мировую войну и Австро-Венгерскую империю — она как раз и начала развивать идеи русофобии в той части, которая сейчас является западной частью Украины. Австро-Венгрия хотела интегрировать славянские регионы, коих там было много, в свой мир, куда отлично легла идея об украинской самостийности. Она должна была расцвести под скипетром династии Габсбургов (правивших в Австрии), а не Романовых.
В составе Австро-Венгрии было довольно большое число славянских территорий, и их нужно было интегрировать в свое общество, причем так, чтобы они не тяготели в сторону России.
«В головы тех людей в начале ХХ века, в преддверии Первой мировой войны, умело вложили мысль о том, что Российская Империя — это насилие и подавление. В круги тогдашней интеллигенции внедрялась идея о том, что в рамках Российской Империи государственность или национальная независимость западных славян на территориях, которые когда-то были Галицко-Волынским княжеством, состояться не может. Но этого никогда не было. И благодаря нашей культуре расцвела и украинская с писателями Николаем Гоголем, Григорием Квиткой-Основьяненко и другими. Хотя, например, Гоголь украинский язык использовал только в частной переписке», — отметил историк.По его словам, окраинные территории в принципе не любят центр и его титульные нации, которым они себя противопоставляют.
При этом надо понимать, что Украина сама по себе начала существовать только во времена советской власти, когда ее создали искусственно. В бытность Российской империи в ее состав входили отдельные губернии, и тогда, разумеется, ни о какой субъектности и государственности этих территорий речи и не шло. И на всей этой почве русофобия расцвела пышным цветом. И побороть ее не получилось по целому ряду причин, одна из которых — некомпетентность политического руководства Советского Союза.
Тот же Степан Бандера большую часть своей активной политической биографии провел в местах лишения свободы — сначала польских, а затем немецких. Несмотря на это, на своих сторонников он имел огромное влияние. И среди его идей по борьбе за независимость Украины были и программы этнических чисток и выселения неугодных элементов. И это грамотно использовали немцы, когда он боролся против поляков, организовывая в отношении них теракты, а затем и против Советской власти в годы Второй мировой войны. Националистическое бандподполье в Советском Союзе просуществовало до 60-х годов прошлого века. Тогда оно, конечно, формально было уничтожено, но идеи искоренить не удалось. И, как уже говорилось выше, это не было сделано из-за в том числе идеологических просчетов и упущений. Бандера был убит, но дело его живо до сих пор, и не на маргинальном уровне, а на вполне официальном. Речь идет о том, что сторонники его идей стали влиятельными политическими лидерами и формируют политику Украины.
Однако весьма вероятно, что скоро этому будет положен конец.