На нефтегазовом небосклоне России сгущаются тучи. Уже в ближайшие десять лет мир пройдет пик потребления черного золота и в российскую казну станет поступать меньше валюты, заявил глава Счетной палаты Алексей Кудрин на Петербургском международном экономическом форуме.
Экс-глава «Роснано» Анатолий Чубайс, в свою очередь, на том же ПМЭФ назвал отказ человечества от углеводородов революцией такого масштаба, который сопоставим с Английской промышленной революцией XVIII века. Даже индустриализация в СССР середины ХХ века ему кажется гораздо скромнее.
России придется столкнуться с падением спроса не только на нефть и газ, но и на другие товары, в которых слишком заметен углеводородный след, отметили эксперты. Но есть и хорошая новость. По мнению Чубайса, водород может заменить в российском экспорте «грязное» топливо и сохранить для страны статус великой энергетической державы.
Специалисты в один голос говорят: действующая газотранспортная система способна по крайней мере 10% пропускных мощностей использовать для транспорта водорода, без глубокой модернизации ГТС. У нас такое фантастическое преимущество, о котором мечтать не может никто. Надо вцепиться зубами и немедленно продвигаться в этом направлении, — призвал он.Эра нефти на исходе?
Эра нефти на исходе?
Водород может стать вполне приемлемой альтернативой нефти в качестве источника экспортных поступлений, соглашается преподаватель кафедры финансовых дисциплин Высшей школы управления финансами Анатолий Гожий.
Однако процесс переориентации отечественной экономики на добычу нового вида энергетического сырья, в силу сильной инерции нашей хозяйственной системы, — задача не одного десятилетия, — предупреждает он.По словам эксперта, для подобных преобразований необходимо сконцентрировать в едином центре капиталы действующих нефтяных гигантов, а также объединить в единую вертикально интегрированную организационную структуру системы управления всем нефтегазовым сектором страны. Время на такие маневры еще есть, но стоит поторопиться.
В тот момент, когда купить и зарядить электромобиль станет дешевле, чем приобрести и заправить машину, работающую на двигателе внутреннего сгорания, эре нефти придет конец, — сказал аналитик «Ридусу».Еще не завтра
Еще не завтра.
Пока ситуация на рынке энергоносителей для производителей углеводородов выглядит вполне безоблачно, считает Анатолий Гожий. Соглашение ОПЕК+ и восстановление ведущих экономик после пандемии стимулировали рост цен на традиционные виды топлива. Несколько отстали газовые котировки, но уже к началу текущего года экспортные цены на голубое топливо в 1,5 раза перекрыли его себестоимость у «Газпрома».
Конечно, по итогам 2020 года российский экспорт энергоносителей заметно сократился: поставки за рубеж сырой нефти и трубопроводного газа упали почти на 40%. Но 2021-й по всем признакам должен стать годом мощного рывка ведущих экономик. И уже сейчас мировой спрос на нефть превышает реальное предложение стран-экспортеров, которые склонны идти по пути постепенного наращивания добычи, поддерживая сложившийся уровень цен, указывает эксперт.
По его словам, целый ряд отраслей (в частности, автомобильный транспорт и авиаперевозки) уже вышли на допандемический уровень потребления нефтепродуктов или приблизились к нему. В среднесрочной же перспективе (три-четыре года) динамика развития мировой экономики будет предъявлять все возрастающий спрос на традиционные энергетические источники.
Следует ожидать, что доля углеводородных поступлений в бюджет страны будет восстановлена в течение 2021—2022 годов, — прогнозирует аналитик.Дальше будет сложнее
Дальше будет сложнее.
Благоприятный характер ближайших перспектив не должен заслонять те, видимо, уже необратимые изменения, которые происходят в мировом сообществе. Явная ориентация ведущих стран мира на развитие «зеленой» энергетики — это уже категорический императив развития, считает Анатолий Гожий.
Масштабные финансовые вложения в развитие альтернативных источников энергии в совокупности с ростом фискальной нагрузки на бизнес, который продолжает использовать углеродную составляющую в своей деятельности, неизбежно приведут к переориентации всей энергетической основы развитых стран, — рассуждает он.По этому пути идут не только США и страны Европы, но и Китай, который, являясь крупнейшим импортером нефти и газа, вкладывает огромные средства в развитие «зеленых технологий».
Вместе с тем развитие альтернативных видов энергии по-прежнему сдерживает их высокая стоимость и зависимость от капризов погоды, тогда как традиционные механизмы, использующие в своей работе нефть и газ, функционируют в любых климатических условиях и достаточно дешевы в эксплуатации. Это позволяет углеводородам конкурировать с новыми технологиями за счет демпинга, что может растянуть процесс вытеснения с рынка нефтегазовых корпораций на 15-20 лет.
Конечно, эти процессы скажутся на бюджете России. Уменьшение доходов от экспорта углеводородов на горизонте 15-20 лет выглядят неутешительно.
В этом смысле наша страна должна максимально использовать благоприятную текущую конъюнктуру. Ценовая конкуренция и борьба за рынки сбыта традиционных энергоносителей будет только обостряться, что со временем приведет к развалу картельного соглашения стран-экспортеров нефти, — предсказывает эксперт.Несмотря на все это, возможности использования газа, даже в длительной перспективе, он оценивает как обнадеживающие. Голубое топливо еще долго будет востребовано в мировой экономике, в том числе и как переходный вариант от нефти к новым источникам энергии.
Не годы, а десятилетия
Не годы, а десятилетия.
Пока в мире не появится принципиально новая и гораздо более эффективная по сравнению с углеводородными технология производства электроэнергии, Россия останется одной из энергетических держав, успокаивает эксперт информационно-аналитического центра компании Hamilton Антон Гринштейн.
Если посмотреть даже на самые оптимистичные прогнозы развития альтернативных источников энергии, их доля в энергетическом балансе мира не превысит 20% к 2040 году. И это с учетом использования гидроэнергии. Так что на самом деле доля ВИЭ будет еще меньше. При этом оставшиеся 80% так и будут приходиться на уголь, нефть, газ и атомную энергетику, в которых Россия имеет устойчивые позиции, — рассуждает он.Безусловно, в некоторых наиболее богатых странах вроде Германии, Японии и США энергетический баланс, возможно, и будет смещен в сторону «зеленой» энергии, признает аналитик. Но остальной мир вряд ли сможет себе позволить такую расточительность, потому что любые ВИЭ сильно уступают в эффективности классическим углеводородным источникам энергии.
Поэтому над будущим после углеводородов, конечно, стоит задумываться: через 30-40 лет это может быть очень актуальным. Но давайте не будем попадать в ментальную ловушку, Россия не обязана оставаться только лишь энергетической державой. Можно, например, попытаться стать и технологической, тогда проблемы энергетического перехода решатся сами собой, — заключает эксперт.