Политика

Когда засыпает Майдан...

26 432

Когда засыпает Майдан… становится очевидно, что его движущая сила – жители отдельных областей Западной Украины.
На площади разжигаются костры, а у сцены глубокой ночью остаётся не более двухсот-трёхсот человек. Под утро там и вовсе пусто. Киевляне, приходящие на Майдан в выходные как на «политический фестиваль», часто просто поглазеть, пофотографировать, послушать музыку, поздно вечером и ночью на площади не бывают.

Подавляющее большинство флагов и баннеров, растянутых над сыреющими от мокрого снега палатками, является своеобразным уроком по географии Карпатской и Закарпатской Руси. Здесь полотна с надписями "Львов, Ивано-Франковск, Тернополь"… Но чаще всего встречаются названия совсем небольших городков и сёл, не являющихся областными центрами: Стрий, Мукачеве, Хуст, Коломий... Вчера на одной из конструкций площади Независимости появился рукотворный баннер на украинском: «Донецк против Януковича». Но почему-то ни активистов, ни традиционных уже палаток возле него не оказалось.

Когда засыпает Майдан… он становится рабоче-крестьянским.
Вчера уже около часа ночи я подошёл к сцене. И не увидел ни одного киевского «хипстера», ни одного представителя среднего класса, которых, впрочем, можно видеть здесь днём на выходных. Вокруг меня стояли в чёрных пуховиках, турецких протёртых дублёнках, заношенных камуфляжных штанах пахнущие дымом мужчины, несомненно трудяги, но в большинстве своём явно не горожане.
Я бывал на митинге за Януковича в Мариинском парке и могу отметить, безотносительно вопросов о том, как кого и куда привезли, образы людей там и тут с каждым днём всё больше становятся похожи. Утомление и бедность – вот главное, что бросается в глаза. У возрастных «политических солдат» на Майдане и в оккупированных зданиях нет ни туристических рюкзаков, ни больших сумок, они приехали в Киев почти с пустыми руками. Это работяги Западной Украины, искренне поверившие, что сейчас они рванут в столицу, побузят чуть-чуть, а уже к весне, ну максимум к лету, получат безвизовый режим с Европой.

Вот, может быть, возле меня Микола из-под Львова. Он поверил, что сможет поехать за парой «вольксвагенов» в Германию или Польшу без стояния на границе и вымогательства таможенников. Сможет их с успехом перепродать и «нормально заработать». И конечно, без всяких пошлин. Ведь "Европа-ж", какие могут быть пошлины «со своих»… Василь из-под Ужгорода уже рассчитал план своего отъезда на подработки, а затем, кто знает, может быть и на «постоянку» в Неаполь. Несколько львовских студентов, сторожащих баррикаду у ул.Институтская рисуют в воображении то, как смогут на электричках и автобусах кататься на каникулы в Берлин или Прагу… Сколько в них ещё будет жить эта мечта? Я не знаю. Отмечу, что я нисколько не хочу принизить этих людей, напротив мне даже нравится романтизм их самоотверженной «боротьбы». Но это правда: я наблюдаю и слышу именно вышеописанные желания. Вопросы о коррупции, о наказании виновных «в кровавом разгоне» здесь далеко третьестепенны, они – в словах лидеров партий, но не греющихся у дымящих бочек мужчин. Они не выбирают между Януковичем и Кличко, они надеются, что выбирают открытый доступ в «еврозону».

Львовская поп-звезда Руслана, не покидающая сцену по много часов, в том числе ночью, решила устроить перекличку. Перевожу с украинского:
- Кто здесь с Восточной Украины?!
Поднимаются пара-тройка десятков рук.
- Хорошо, а кто с Центральной и из Киева?!
Рук существенно больше, но снова их подняли не более 50-100 человек.
- Я, кажется, знаю, каков результат будет сейчас, - не стала скрывать Руслана, уже возможно поняв, не слишком хороший медийный эффект от «опроса». - А кто с «Захидной»?
Сотни рук. И весёлых криков:
- Я-ааа! Мыы!
- Вы будете здесь до победы?!
- Таааак!

Да, эти мужчины пока остаются здесь. Наверное, Василя и Миколу уже заждались дома семьи. Ведь они кормильцы, они оставили: кто стройку, кто свой микроавтобус для частных перевозок, кто хозяйство со скотиной. Уже больше двух недель «Майдан» идёт, повстанец спит, но деньги в семейные кошельки не идут. И это помнят отцы семейств. Они становятся всё более раздражительные, а иногда апатичные. Безусловно, что растёт степень озлобленности. На Януковича, на Россию? На «европарламентариев», которые до сих пор «ничего не подписали»? Более чётко о том, на кого быть озлобленным подсказывают со сцены. В ночь с 16-го на 17-е декабря я пишу этот материал, а уже днём развернётся новый митинг, на сей раз под конкретным названием «Против Таможенного союза».

Когда засыпает Майдан… он уже совсем не интернационален. Хотя его таким и днём называть как-то парадоксально, учитывая, что каждый третий флаг здесь – «червоно-чорний прапор УПА». Куда-то деваются ночью все гости из Европы. Не видно гуляющих активистов Amnesty International, так и не нашёл я палатки депутатов Польского Сейма, о которой с таким восторгом писали украинские оппозиционные СМИ. Ну и, конечно, в ночном лагере не беседуют с мёрзнущими повстанцами американские сенаторы.

Когда Майдан засыпает... снегом, не спят вожаки оппозиции. Не дремлют и поддерживающие их СМИ, не спит стол польских журналистов в «повстанческом» пресс-центре, на втором этаже Дома профсоюзов. Восставшая часть украинских медиа постоянно полнится новыми воззваниями, сводками о том, что Янукович не выполнил то-то, не обратил внимание на то и привлёк к ответственности не всех, кого следует. Особенно не стесняется в выражениях лидер «Свободы» Тягнибок. Утром стало известно, что он заявил: «Власть хочет войны, и она ее получит». И рядом с этими заголовком соседствует почему-то такой: «Польша и Литва обеспокоены возможным размещением Россией в Калининградской области ракетно-зенитных комплексов "Искандер"».

© Андрей Краснощёков/Ridus.ru

© Андрей Краснощёков/Ridus.ru

© Андрей Краснощёков/Ridus.ru

© Андрей Краснощёков/Ridus.ru

© Андрей Краснощёков/Ridus.ru

© Андрей Краснощёков/Ridus.ru