Кино

Кого бы не хотелось больше видеть на «Нике»

18 621

Церемония вручения премии «Ника». © Антон Белицкий/Ridus.ru

Почему «Оскар» в нашей стране киноманы готовы смотреть глубокой ночью – а «Ника» даже вживую не собирает полного зала? Только ли дело в том, что имена заморских лауреатов нам ближе и дороже родных отечественных победителей? Да, Голливуд прекрасен – но неужто наши фильмы настолько плохи? Или проблема не в кино – а в церемонии? Мы каждый год ругаем «Оскар» за то, что он «стал скучнее» - но при этом очевидно, что даже самый посредственный эфир из Лос-Анджелеса раз в десять веселее любого награждения в Москве. Так в чем же беда?! Может быть, в отсутствии меры?

Только не подумайте, что я сразу начну про Ксению Собчак. Нет. До нее, конечно, дойдет, но «Нике» уже 25 – и стало быть, не одна Собчак виновата. Каждый, кто следит за этой церемонией из года в год, а тем более на нее ходит, перед началом точно знает: впереди – четыре часа, начисто вырванные из жизни. Да, конечно, приятно увидеть тех, кто победил – да и на тех, кто проиграл, тоже поглядеть любопытно. Но разве же смысл церемонии только в том, чтобы кумиры и помогающие им рядовые деятели кино просто выходили на сцену? Не должно ли быть в торжественном вечере чего-то еще?..

Нет слов – начало XXV «Ники» было хорошим: Михаил Ефремов со стихами. Отнюдь не ново, но какова ода, посвященная 25-му кадру! «Русское кино прекрасно двадцать пятым кадром, а остальные все … Оно». Чему смеялись сидящие в зале? Тому, что им в глаза, со сцены, в эфире Первого канала назвали вещи своими именами? Замечательно, что творцы обладают сегодня столь остро выраженным чувством самокритики. Напрягает то, что порог ее порою слишком низок.

Соригинальничать попытался «вручант» Роман Виктюк, который прочитал со сцены «словесный портрет» доставшейся ему победительницы. Получилось не очень – но это была хотя бы попытка культурного человека. Позже свои стихи актрисам прочитал и Игорь Золотовицкий -  у него тоже вышло не ахти, но хотя бы свежо. Как ни странно, всех превзошла Лариса Гузеева, выступившая в жанре своего телешоу «Давай поженимся»: «Сегодня у нас невеста и три жениха!» Невестой была «Ника», женихами – номинированные на нее актеры. Гусман на это метко отреагировал: «Наконец, шоу приобретает эротический характер»… Но подобные моменты оставались только моментами.

Максим Галкин на ХХV церемонии вручения Национальной кинематографической премии "НИКА". © Илья Питалев/РИА Новости

Когда же на сцену вышел традиционный Максим Галкин… Короче, традиционно это был самый отвратительный и похабный эпизод всей церемонии. Начав со злой пародии на только что ушедшего Виктюка, Галкин уже голосом ведущей программы «Здоровье» продолжил рассказывать про главное сегодняшнее зло – необрезанные фильмы (а раньше, мол, их «обрезали»). Затем «спел» под Ваенгу и в качестве растянувшегося анекдота довольно подробно изложил содержание порнофильма - а что, это же про кино! Прискорбнее всего было то, что всю эту откровенную похабщину с явным энтузиазмом воспринимала заполнившая зал так называемая «элитарная» публика. Какой тогда смысл шутить о проблемах в нашем кино, когда у нас такая беда с церемонией, призванной отмечать его достижения, и с «элитой», эту церемонию посетившую?.. Впрочем, закономерен вопрос – кто именно получает билеты на «Нику»? Скромные труженики, допустим, «Мосфильма» - или соседи по лестничной площадке врача, который лечит директора, у которого друг, например, чей-то спонсор? Тогда, может, смеются над Галкиным именно они – а люди искусства сидят дома, так как их попросту не позвали?.. Даже не знаешь, что лучше.

«Праздник жизни» продолжили ребята из «КВН». Но тут уже я просто глаза закрыл, чтобы не провалиться сквозь землю. Что характерно: ни Галкин, ни кэвээнщики не были как будто бы «вставными» номерами – нет, они выходили на сцену с якобы конкретной целью: открыть конверт и назвать имя победителя. Но вместо того, чтобы просто сделать это – начинали вовсю выпячивать себя, изображать, стараться… А номинанты, между тем, уже объявлены ведущей и ждут, кого именно из них позовут получать награду… Интересно, а каково было им, приличным людям, посвятившим свою жизнь не шоу, а искусству, подниматься на сцену после такого вот пиршества пошлости?..

К слову сказать, это вообще постоянная история в нашей стране: лауреатов едва ли не гонят со сцены, постоянно напоминая про непонятно откуда высчитанные «30 секунд» - а вручающие, чья функция, по логике, должна сводиться к чисто функциональной (донести конверт до микрофона и прочитать его содержимое), спокойно позволяют себе пространные речи. И каждый год – только из разных уст – повторяются одни и те же банальности: что очень бы хотелось, чтобы награды получили все, но законы жанра таковы, что победитель будет один… Что в этом конверте – достойнейшие сплошь люди (и как бы не ошибиться потом с ударением в фамилии, которую видишь впервые)… Что операторы, наконец, это те, без которых кино просто невозможно снять, а сценаристы – так и вовсе представить… И что это очень волнительно, очень… Простите, но когда у нас уже будут писать для этих людей тексты? И когда уже вручантов, даже самых заслуженных и народных, научат не говорить пустейшую отсебятину – а произносить смешные реплики, придуманные специально обученными людьми? Когда у нас вообще заведут таких специально обученных людей на «Нике»?!. Быть может, именно тогда не придется больше нагонять в зал молодняка, чтобы тот заполнял отставленные без хозяев кресла, а совершенно пустой балкон забьется, наконец, до отказа.

Церемония вручения премии «Ника». © Антон Белицкий/Ridus.ru

Еще «Нике» надо избавиться от послания президента (легко сказать – да как это сделать?). От арии из «Пятого элемента», которой уже пятнадцать лет – но ее по-прежнему почему-то считают «последним писком». От балета «Тодес», который давно следовало бы если и не запретить, то очень жестко лимитировать его появления на публике. Разумеется, от Тамары Гвердцители. От песен из мюзиклов. И это только для начала – если дело пойдет, перечисление можно будет продолжить.

Что хотелось бы сохранить?.. Номера, подобные номеру Театра магии «Ди Арчи». Найдите в сети - Диана и Арвидас Гайчюнай творят подлинные чудеса. И это не просто рядовые «фокусы», это представление, осмысленно развивающее главную тему вечера – кино. Но такие артисты – уникальны, и искать их каждый раз, конечно, очень непросто. Ясное дело, сохранять необходимо «Кинокапустник» - «фишку», на протяжении всех лет сопровождавшую «Нику». Он не всегда бывает «суперским», но практически всегда – действительно смешным. Не как Галкин - «смешным», а правда – забавным. «Ну и рожа у тебя, Шарапов», - говорит свою крылатую фразу Жеглов. «Видел бы ты свою рожу в фильме «Высоцкий», - отвечает ему переозвученный Шарапов. А какой меткости следующее наблюдение: «Страна, которая празднует Старый Новый год, выбрала старого нового президента» - а?!. Все-таки, не стареют душой ветераны, подобное надо ценить.

Ну, теперь дошла речь и до Ксении Собчак. У «Ники» такая традиция: Юлий Гусман как ведущий вечера неизменен, но его партнерши меняются по две на отделение. Собчак была четвертой – и с ходу показала, как выгодно она отличается от своих предшественниц. Екатерина Гусева, Светлана Иванова, Валерия Ланская – это все-таки актрисы. Красивые, обаятельные, но в будние дни отдающие свой талант в первую очередь съемкам и спектаклям, а не ток-шоу и конферансу. Собчак по сравнению с ними в деле ведения светских мероприятий, конечно, гораздо профессиональнее. Едва только выйдя на сцену, она тут же прошлась по законодательному собранию Санкт-Петербурга – и вечер заметно оживился. Но именно журналистская «хватка» и сыграла в этот раз с Ксенией Анатольевной дурную шутку. «Я просто задала вопрос», - оправдывается сейчас она, напирая на своё право и гражданскую позицию (я сознательно не пересказываю сути происшедшего, ибо история уже хорошо растиражирована и свидетельства имеются на YouTube). Только ведь это Дума сейчас снова стала местом для вопросов и дискуссий, а торжественная церемония вручения кинонаград – это не пресс-конференция. Перепутав место и время, Собчак, конечно, показала себя человеком с железной хваткой – подлинным журналистом, который ради сенсационного ответа не остановится ни перед какими преградами. Только журналисты в это время сидели в зале или ждали лауреатов в фойе – а Собчак присутствовала на церемонии совершенно в ином качестве. И ее «безмерное уважение» в данном случае было как нож в спину. Удар, которого никто не ожидал – потому что в зале были только друзья. Которым в принципе не важно, за кого агитировала и голосовала потом Чулпан Хаматова – которые ценят и любят ее как большую актрису и выдающегося человека, безо всяких условий. Перегнув палку, Ксения показала, чего еще не стоит делать на «Нике» - не стоит портить даже такой никудышный праздник, как этот. Скандал церемонию не спасет – а настроение всем испортит.

Ксения Собчак  на церемонии вручения премии «Ника». © Антон Белицкий/Ridus.ru

«Мы все, к сожалению, всегда оказываемся не к месту, не ко времени, не ко «двору»», - в своем ЖЖ телеведущая требует не затыкать ей рот и бесстрашно сравнивает себя с Шевчуком, забывая, правда, что Юрий Юлианович спел свою первую песню еще до того, как Ксения Анатольевна родилась, и его репутация проверена десятилетиями (он, кстати, сыграл небольшую роль в победившем на «Нике» фильме «Жила-была одна баба»). Если отменить первоначальный смысл фразы и использовать ее вне контекста, то она – вот уж правда - очень хорошо подходит под финал вышеизложенного. «Ника» со своей четвертьвековой историей давно показала и упорно продолжает показывать это год от года, что не к месту, не ко времени и не ко двору на ней оказывается очень многое. И если даже не говорить о кино, а говорить только о церемонии, вывод все равно будет один и тот же: следует меняться. Давно пора.

См. также: 

«Ника» сделала правильный выбор»