Большой резонанс вызвал опрос Сбербанка, который зафиксировал, что доля россиян, относящих себя к среднему классу, сократилась с 60% в 2014 году до 47% в 2018 году. Доля считающих, что их доходы ниже среднего уровня, напротив, выросла с 35 до 48%.
Опрос Сбербанка прежде всего акцентирует внимание на реальных доходах населения. Они действительно падают пять лет подряд. Одновременно растет закредитованность и долговая нагрузка граждан.
Но понятие «средний класс» не исчерпывается доходами и даже уровнем образования, а в значительной степени определяется самоидентификацией людей, их желанием считать себя представителем этого самого среднего класса. Поэтому опрос, в котором люди сами относят или нет себя к среднему классу, отражает, помимо прочего, снижение актуальности такой самоидентификации для граждан. И причины здесь уже не только социально-экономические, но и политические.
Как раз с политической точки зрения падение показателя соотнесения себя гражданами со средним классом с 60% до 47% особенно показательно. В 2008 году, готовясь временно покинуть пост президента страны, Владимир Путин заявил о стратегии развития России до 2020 года. Одной из главных идеологем стратегии стал тезис о том, что «минимальной планкой доли среднего класса в общей структуре населения к 2020 году должен быть для нас уровень не менее 60%, а может быть, и 70%».
С тех пор идея о том, что средний класс должен составлять «конституционное большинство» общества и следует опираться на него в развитии страны, стала на долгие годы основополагающей в идеологии госполитики и отношениях власти и общества. Этот подход доминировал всю вторую половину нулевых годов и в начале десятых.
Однако в последние годы использование властью риторики, адресующейся к среднему классу и соответствующим ценностям, резко снизилось. Судя по всему, вслед за этим существенно упало и стремление самих граждан идентифицировать себя со средним классом, раз он уже больше не находится в фокусе внимания государства и апелляция к власти, исходя из такой срединной позиции, больше не принесет особого эффекта в отстаивании своих интересов. И вот, столь искомые ранее «как минимум 60%» среднего класса превратились в 48%.
Зато теперь риторика власти уделяет все больше внимания другим вопросам и темам. Например, проблеме бедности и ее решению как приоритету госполитики. Поэтому когда теперь в опросах растет доля тех, кто идентифицирует себя «ниже среднего» или еще хуже, это не только отражение объективного негатива в социально-экономическом положении граждан, но и более радикальная и сильная в новых условиях переговорная позиция с властью.
Последствия всего этого также, несомненно, будут политическими. В частности, левопопулистская повестка и запрос — неизбежный главный нерв федерального избирательного цикла 2021—2024 годов — от выборов в Госдуму до выбора и реализации окончательного сценария «транзита власти».