Медиаэксперт из Украины Анатолий Шарий опубликовал полученное от «сербских коллег» большое интервью с человеком по имени Валентин, которого считает бывшим руководителем штаба батальона «Айдар». Сам Валентин это не опровергает, но и на камеру подтверждать опасается.
«Ридус» выступает за объективное освещение событий в России и за рубежом и предлагает читателям оценить точку зрения на гражданскую войну на Украине человека, который отдавал приказы и планировал операции, стоившие жизни многим мирным гражданам и ополченцам Донбасса и Луганщины.
Со слов Валентина, батальон «Айдар» был сформирован из активистов Майдана и молодежи с Луганска, при этом на четверых бойцов приходилось по одному автомату. Однако затем ситуация изменилась, «появилось очень много оружия и патронов». Его батальон поддерживал связь с «Азовом», «Донбассом», «Киевом-1», «Киевом-2».
В „Айдаре“ было 20−25% ребят не служивших в армии. Когда готовились к боям, мы выезжали на стрельбище, устраивали тактическую подготовку. Ребята из Ирака помогали. Сам подготавливал, так руководил стрельбищами в Афганистане. Мы сделали курс молодого бойца и подготавливали их полтора месяца. Надя Савченко помогала.— На какой реально позиции была надежда Савченко в батальоне?
— Она не была снайпером. Не была корректировщиком. Просто была офицером, готовым принять командование. То есть и в принципе вела ребят до Металлиста.
— «Айдар» в Металлисте на самом деле действует по своему усмотрению?
— Мы могли бы занять город без потерь при умелом командовании. Но этого не случилось. Хотя мы могли взять город после артобстрела без потерь, но сделали это спустя несколько дней, понесся потери.
— Кто вам помогает?
— Люди сразу поняли, что лучше помощь передавать нам без Минобороны. Вот и везут, в частности, обмундирование и кевларовые каски. Черкасс, Харьков помогает. Большое спасибо Украине за продукты питания, у нас проблем с этим нет.
— Какая сейчас численность Айдара?
— За 300 человек.
— Что скажете по финансированию батальонов Коломойским?
— Люди сами жертвуют, мы отчитываемся на сайте. Именно волонтеры, золотые люди, настоящие украинцы, которые дают именно таким батальоном как «Донбасс» и «Азов» жизнь.
— Иностранцы есть?
— Все украинцы, есть один афганец, но он получил вид на жительство.
— В чьем подчинении батальоны?
— Национальная гвардия подчиняется МВД также, как и «Киев-1», «Киев-2», «Донбасс». «Днепр» подчиняется Коломойскому. Он настоящий патриот, переживающий за Украину.
— Как можно остановить войну?
— Заставить Россию не давать поддержку. Тогда у них ничего не будет. Не посылать сюда наемников. Нужно договариваться именно с Россией, чтобы конфликт прекратился. Если мы хотим по европейски жить, то нужно начинать. Не доказывать силой и оружием, а доказывать другими рычагами — референдумами. Украина проиграла информационную войну, что и привело к вооруженным столкновениям. Россиянам везде мерещится «бендера» и «Правый сектор».
— Россия пойдет на уступки. Что получит взамен?
— Мы в своем доме должны навести порядок. А так как она является нашим соседом, она должна нам в этом помогать и поддерживать порядок, а не кидать в нашу сторону мусор. Кто хочет жить в России — это не запрещено. Чемодан, вокзал, Москва.
— Вы понимаете, что Донецк и Луганск придется брать штурмом?
— В Луганске есть 20 танков, 3 града, минометы. Тем не менее, если бы народ там объединился, то их бы уже давно выгнали сами люди.
— Вы упоминали сербов. Сталкивались с ними?
— Я знаю, что сербы есть, с Крыма пришли.
— По вашей информации, сколько ополченцев местных, а сколько из России?
— До 20% из России, остальные — местные.
Как признался Валентин, ему не ясна цель создания Луганской и Донецких народных республик, непонятно, кто будет выплачивать пенсии. По его мнению, жители этих областей обладают высоким самомнением и полагают, что кормят другие области Украины: «Они даже не знают, что Луганская и Донецкая области самые дотированные в стране, — отмечает Валентин. — Доменные печи на уровне 60-х годов».
Валентин обмолвился о том, что сама Украина намерена получить средства с добычи сланцевого газа. На вопрос о неизбежных экологических проблемах он заявил о необходимости проведения референдума на эту тему. При этом референдум по вопросам, интересующим граждан ДНР И ЛНР он себе даже представить не готов.