Кино

Командное кино: меньше семи не собираться!

5 507

Кадр из фильма "Хоббит"

Гномов, решивших отвоевать свои сокровища у дракона, было тринадцать. Хоббита Бильбо они взяли с собой во многом и ради счастливого числа. Прекрасная получилась компания! Накануне выхода самого ожидаемого фильма года Киноридус повспоминал, как часто еще в кино действовала большая и дружная команда, мысленно произнося заветное: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»

 

«Властелин колец» (2001-2003)

Кадр из фильма "Властелин колец".

Их было девять, девять членов Братства кольца. Перечислим славных героев поименно: Арагорн и Боромир – люди, Леголас – эльф, Гимли – гном, маг Гэндальф плюс хоббиты: Перегрин Тук, Мериадок Брендибак, Сэмуайз Гэмджи и Фродо Бэггинс, главный Хранитель Кольца. В тяжелые времена выступили они в путь: Саурон нагоняет тучи, начиная войну со всем Средиземьем. Но как бы ни было страшно - надо идти и бороться.

Когда в середине 1990-х Питер Джексон только затевал процесс экранизации культового романа Д.Р.Р.Толкина, абсолютной уверенности, во что это всё выльется, не было, наверное, ни у кого. Но режиссер со своим собственным киношным «братством» сумел совершить не меньшее чудо, чем перенесенные на экран персонажи: удовлетворить как преданных «толкинистов», так и занудных кинокритиков. Первая серия ныне уже легендарной трилогии вышла в прокат одиннадцать лет назад – и с тех пор только так мы представляем любимых героев, и вряд ли как-то иначе (хотя книга имеет, как известно, еще и анимационную экранизацию). Общий итог командной работы: 17 «Оскаров» на все три фильма, приближающиеся к трем миллиардам кассовые сборы… Но что куда серьезнее – огромные доходы Новой Зеландии, построившей на хоббитах бизнес государственного масштаба. Дошло даже до того, что накануне премьеры «Хоббита» Веллингтон официально переименовали в Середину Средиземья – а такое уж точно в одиночку не провернешь.

 

«Семь самураев» (1954)

Кадр из фильма "Семь самураев".

Япония, XVI век. Трусливые крестьяне нанимают группу отважных воинов, чтобы те защитили их маленькую деревеньку от банды численностью в четыре десятка отъявленных мерзавцев. Предложить взамен беднякам нечего, но и самураям Честь важнее вознаграждения.

На тот момент Акире Куросаве 43 года, за его плечами уже полтора десятка картин, главная из которых – «Расёмон» - только-только прогремела по всему миру, открыв людям Запада глаза на японское кино. Но все равно это еще «молодой» Куросава, не забронзовевший – что сказалось и в его жадной открытости к приключенческим мотивам, и в холодном отношении производящей фильм студии ко всей этой затее. Продюсеры слабо верили в успех мероприятия и то и дело укоряли превышающего бюджет режиссера – но тот упорно настаивал на своем и требовал не прекращать финансирования. Требовал не зря – потому что сумел в итоге добиться уникального синтеза авторского видения и жанра. Многие приемы, которые активно использовал Куросава, существовали уже и до него - но он едва ли не впервые собрал многие элементы вместе, создав идеальную матрицу приключенческого «командного» фильма. Настолько совершенную, что ее без потерь можно переложить на любой лад – и на ковбойский, как это сделали потом в сверхпопулярной «Великолепной семерке», и даже на муравьиный – как в случае с анимационными «Приключениями Флика».

 

«Одиннадцать друзей Оушена» (2001)        

Кадриз фильма "Одиннадцать друзей Оушена".

Дэнни Оушен задумал ограбить сразу три казино за ночь: нечего было их владельцу с его женой затевать шашни. Команда подбирается быстро, все, как на подбор, профессионалы своего дела.

Фильм Стивена Содерберга – тот случай, когда мы предпочтем ремейк оригиналу. Лента Льюиса Майлстоуна, выходца, кстати, из России, дважды награжденного «Оскаром», тоже, безусловно, хороша. В 1960-м году в ней блеснули Фрэнк Синатра, Дин Мартин и прочие участники так называемой «крысиной стаи», объединявшей главных американских кумиров второй половины ХХ века. Но Содербергу, имевшему, в свою очередь, помимо «Оскара» еще и «Золотую пальмовую ветвь», удалось перелицевать миф – создав собственный. И старый сюжет обзавелся уже в нашем веке новыми исполнителями – про которых никак не скажешь, что они «хуже». Джордж Клуни. Брэд Питт. Мэтт Дэймон. Кейси Аффлек. Дон Чидл. Берни Мак... Уфф, долго еще перечислять – особенно если учесть, что вслед за первым фильмом последовали еще и второй, и третий, и общее количество друзей увеличилось сперва до «Двенадцати», а потом и до «Тринадцати». А там, глядишь, они и еще что-нибудь снимут – хотя подобных планов никто из основных участников творческой группы пока не озвучивал.

 

«12 разгневанных мужчин» (1957)

Кадр из фильма "12 разгневанных мужчин".

Собрание присяжных заседателей – идеальная возможность застать в одной комнате самых разных людей, объединенных одной задачей: решить судьбу человека. Без мечей, без топоров, без ружей – одними словами, спорами, аргументами. Архитектор, банковский клерк, школьный тренер, продавец, часовщик и маляр – и еще полдюжины человек, запертых с ними в одной комнате, - обсуждают дело подростка, обвиняемого в убийстве отца. Почти стопроцентная уверенность в его виновности постепенно сменяется такой же убежденностью в обратном. А всё дело в том, что присяжные могут вынести свой вердикт только единогласно – чтоб все как один.

Разговорная пьеса Реджинальда Роуза хороша только в театре, - убеждали дебютанта Сидни Люмета «знающие» люди. Он не послушал – и сумел добиться невероятной энергетики действия в пределах весьма ограниченного пространства. Увлечь зрителя, как оказалось, могут не только скачки по прериям или величественные баталии; «банальная» вещь – смысл – тоже порой имеет значение. Доказательством тому – не только берлинский «Золотой медведь», полученный сразу, но и почетнейшее 6 место в главном мировом кинорейтинге IMDb, формируемом путем общенародного голосования.

Спустя полвека сюжет, как вы знаете, обрел и российское воплощение. Но глубоко неверно называть картину Никиты Михалкова «12» просто «ремейком». Взяв основу, он вложил в нее новое содержание – и хотя остались и присяжные, и подросток, и убитый отец, фильм получился совсем о другом. И его вполне можно было бы включить в наш список в качестве самостоятельной единицы.

 

«Молодая гвардия» (1948)

Кадр из фильма "Молодая гвардия".

Олег Кошевой. Ульяна Громова. Любовь Шевцова. Сергей Тюленин. Валерия Борц. Советский человек знал эти имена наизусть. Юные комсомольцы Краснодона объединились в подпольную организацию и дали бой оккупировавшим их город фашистам. За что поплатились собственной жизнью.

Советский кинематограф не нуждался в выдуманных приключениях - наша жизнь и без того была богата на подвиги. Первый из которых, главный – общая, одна на всех, победа в Великой Отечественной. Тысячи, миллионы подвигов каждый день – бесконечный материал для художественных интерпретаций. История «Молодой гвардии», безусловно, одна из самых ярких страниц многолетней народной борьбы. Но таковой она стала не только благодаря своим реальным подвигам, но во многом и благодаря молниеносно написанному Александром Фадеевым роману, и тут же подоспевшей экранизации, осуществленной Сергеем Герасимовым. Несомненное мастерство обоих привело к тому, что государственный заказ превратился в по-настоящему значимые произведения как литературы, так и кинематографа – единение, которого почему-то никак нельзя добиться от современных творцов. Сыграв подлинных героев своего времени, свой путь в искусстве начали, среди прочих, Нонна Мордюкова, Инна Макарова, Вячеслав Тихонов, Сергей Бондарчук – актеры, при жизни признанные Легендами нашего кино.

 

«Белоснежка и семь гномов» (1937)

Кадр из мультфильма "Белоснежка и семь гномов".

Шедевр на все времена и на все возраста – первый большой мультфильм студии Уолта Диснея. Злая мачеха изживает юную падчерицу со свету – и что б той делать, кабы не наткнулась она в лесу на хижину гномов?.. Умник, Ворчун, Весельчак, Скромник, Чихун, Соня и, конечно же, Простачок – отнюдь не безликая толпа второстепенных персонажей, а именно что команда, в которой каждый герой имеет свои отличительные черты и характер. Вспомните любой фильм, коих впоследствии по этой сказке появилось великое множество: сможете ли вы там отличить одного гнома от другого? Навряд ли. Уникальность Диснея и его аниматоров как раз и заключается в том, что они никогда не рисовали что-то «просто так», для массовки – этого им не позволили бы производственные условия, связанные с оживлением рисованного персонажа. Ведь на всё про всё ушло три года и миллион рисунков – так разве имело смысл тратить такие силы на то, что не имеет собственного «Я»? Банальный вопрос – но с самого начала приведший к серьезнейшей проработке каждого слова, каждого жеста. Получившиеся в итоге гномы и правда заслуживали особого «Оскара» - и Американская киноакадемия на радостях вручила Диснею специальную награду вне номинаций: одну большую статуэтку и семь маленьких. Но мультфильм ждала и другая, куда более значимая награда – зрительская любовь, неувядающая на протяжении вот уже 75 лет.

 

«8 женщин» (2001)

Кадр из фильма "8 женщин".

Нечестно будет обойтись в этом списке и без лиц «слабого пола» - и фильм Франсуа Озона выручает в данном случае как нельзя лучше. Хотя сплоченной «командой» его героинь не назовешь – они просто Семья, а это понятие гораздо сложнее и далеко не всегда предполагает безусловную дружбу и единомыслие. Бабушка, две ее дочери, их золовка, две внучки и две служанки – клубок страстей, клубок противоречий. И кто-то из них, как предполагается, убил этим утром главу семейства – кто-то из этих «8 любящих женщин» (как называется оригинальная пьеса Робера Тома), больше некому.

Если по сюжету все женщины только и делают, что спорят друг с другом (ну, еще и поют), то сам фильм поставил два именно командных рекорда. Для начала жюри Берлинского кинофестиваля было настолько покорено картиной, что решило не разделять актерский приз – и присудить его всему женскому ансамблю, вручив по персональному «Серебряному медведю» каждой исполнительнице. Случай не уникальный (можно вспомнить еще аналогичные награды лентам «Часы» и «Возвращение»), но все равно поражающий численностью: все-таки сразу восемь звезд одинаково ярко «горят» в соседстве с другими крайне редко. Ну а позднее и Европейская киноакадемия так же признала по итогам 2002 года победу сразу всех озоновских актрис, без исключения.  

 

«Мстители» (2012)

Кадр из фильма "Мстители".

Мы договорились не включать в наш список фильмы, в которых героев меньше семи, но для «Мстителей» трудно не сделать исключения. Да, центральных персонажей, вступающих в финальную схватку, здесь «всего» шесть: Железный человек, Халк, Тор, Капитан Америка, Черная вдова и Соколиный глаз. Но мир, в котором они существуют, невозможен без Ника Фьюри, объединившего всех под своим «Щ.И.Т.»-ом. И, конечно, его трудно представить без скромного агента Фила Колсона, преданность и обаяние которого стали одним из важных мотивов этой истории. В которой они противостоят Злу все вместе. 

Фильм Джосса Уидона стал венцом сложносочиненного проекта студии Marvel, несколько лет назад приступившей к экранизации своих многочисленных комиксов. Перед тем, как объединить героев в одну команду, им предоставили сольные выходы; своего бенефиса оказались лишены только Черная вдова, помогавшая Железному человеку, и Соколиный глаз. Подобная «артподготовка» не просто оказалась удачной сама по себе (каждый фильм стал блокбастером), но и привела в итоге к сногсшибательным показателям групповой атаки. Вышедшие в этом апреле «Мстители» стали главным хитом 2012-го года и заняли третью строчку самых кассовых лент за все времена – вслед за «Титаником» и «Аватаром».

 

Разумеется, наш список не полон: в нем не хватает «Бешеных псов» и «Неудержимых», «Дикой банды» и «Хранителей», «Монти Пайтон» и «Незнайки с нашего двора». Да что уж там – в нем нет «26 бакинских комиссаров», без которых, казалось бы, совсем никуда!.. Но данный «пробел» говорит лишь о том, что тема «командного» кино неисчерпаема – и клич «Один за всех – и все за одного!» никогда не утратит своей магической привлекательности.