Литература

Комиксы: Аквамен готовится к «сольнику»

0 1469

Премьера фильма про Аквамена назначена на июль 2018-го года — и многие заранее испытывают по этому поводу смешанные чувства. С одной стороны, на проект поставлен режиссёр Джеймс Ван, за плечами которого — два «Заклятия», пара «Астралов», первая «Пила» и седьмой «Форсаж»; то есть, видно, что этот молодой человек шутить не привык и к своему делу относится с предельной серьёзностью. С другой стороны…

Трудно избавиться от стереотипа, согласно которому Аквамен — нелепейший из персонажей комиксов, вечный объект едких и порою безжалостных насмешек. Супергерой, разговаривающий (по общему мнению) с рыбами?.. Да пусть он сто раз это отрицает, но киношникам придётся постараться, чтобы сделать его образ по-настоящему выпуклым и серьёзным. Заменить Джейсона Момоа в этой роли им, наверное, уже не удастся, а стало быть — задача вдвойне тяжелее, чем кажется.

1 Разворот графического романа Джеффа Джонса и Ивана Рейса «Аквамен. Книга 1: Впадина» © «Азбука-Аттикус»

Знакомить российскую публику с новой реинкарнацией героя заблаговременно начала «Азбука-Аттикус» (речь, конечно, об официальных книжных изданиях, а не о сетевых пиратских переводах). Представленный уже в трёх томах про «Лигу Справедливости», Аквамен теперь получил русский перевод и персональной серии за авторством Джеффа Джонса, креативного директора «DC Comics», принимающего активное участие и в экранизациях графических романов. Первая книга называется «Впадина» и рассказывает о нападении на берег проголодавшихся морских чудовищ.

Океан довольно большое место, дружок. Там есть много такого, что ты даже представить себе не сможешь.

Кто-то из людей погиб сразу, кого-то «сухим пайком» утащили в океанские глубины. Полиция просит Аквамена не вмешиваться, но он, естественно, сам себе на уме. Желая вызволить из беды выживших, он в то же время хочет разузнать, кем на самом деле являются его страшные противники. Он не готов уничтожать их бездумно («Нужно запечатать впадину, чтобы больше они никому не угрожали» — «Но, поступив так, мы, возможно, истребим целый вид»), ему важно понять, как эта «совершенно новая эволюционная цепочка» оказалась в таком состоянии, что вынуждена добывать пропитание в совершенно несвойственной для неё среде. Быть может, есть и мирные способы решения назревшей проблемы…

2 Фрагмент обложки графического романа Джеффа Джонса и Ивана Рейса «Аквамен. Книга 1: Впадина» ​© «Азбука-Аттикус»

В своём рассказе Джонс отбрасывает предысторию, показывая Аквамена уже состоявшимся, но пока ещё не признанным в полной мере супергероем. Он, конечно, в курсе ироничного отношения к этому персонажу — и не стесняется то и дело обыгрывать это и в диалогах, и в ситуациях.

«И какого чёрта тут забыл Аквамен? — удивляются полицейские во время городской погони. — Мы вроде не в океане на рыбалке…». Им не нужна, оказывается, его помощь: «Поверить не могу. Нас только что обставил Аквамен» — «Парни в участке теперь будут ржать над нами до самой пенсии». Оценку рядовых гражданских автор вкладывает в уста навязчивого блогера, больше прочих удивившегося, что Аквамен заказал в ресторане рыбу с картофелем фри.

Что ты чувствуешь, когда про тебя рассказывают анекдоты? Когда над тобой все смеются? Каково это — быть супергероем, который никому не нравится?

Выдержать все эти издёвки — непростое испытание, но тут на помощь приходят воспоминания об отце, который мог бы стать капитаном, но почему-то согласился на участь смотрителя маяка:

Но кто-то должен оставаться на суше и помогать остальным. Кто-то должен присматривать за берегом. Это называется ответственностью.

Память от отце, впрочем, может сыграть и дурную шутку, обернувшись однажды галлюцинацией, не стесняющейся высказать горькую правду о роли сына в выбранном им земном обществе:

Ты хочешь быть своим. Хотя до смерти боишься, что ты тут чужой. Да, ты чужой, и ты знаешь это. Тебе нет места — нигде нет места. Ты всегда будешь ощущать себя чужим. Потерянным. 3 Разворот графического романа Джеффа Джонса и Ивана Рейса «Аквамен. Книга 1: Впадина» ​© «Азбука-Аттикус»

При таком количестве нападок важно оставаться самим собой (это, кстати, чрезвычайно важный урок не только для Аквамена) — и выполнять своё дело без оглядки на чью-либо реакцию, без ожидания наград или хотя бы похвалы. Одобрение придёт само собой — хотя бы в виде признания спасённого мальчика: «Ты мой любимый супергерой». После чего уже будет неважно, что коп в стороне остался при своей отнюдь не толерантной убеждённости: «А мне он по-прежнему не нравится».

Второй полноправный герой этой истории — способная управлять водой Мера, подруга Аквамена, не столь сдержанная, как он. Делая вид, что разделяет с возлюбленным взгляды, на деле она их не вполне понимает и одобряет («Аквамен катается на лыжах?») — и к людям относится без должного доверия. Поэтому ей совсем нетрудно сломать руку чрезмерно назойливому мужику и взглядом вытянуть всю воду из преступника («Отсутствие воды — не моя слабость. А ваша»). У неё есть один (по меньшей мере) секрет — который, надо полагать, ещё будет отыгран в дальнейшем.

4 Разворот графического романа Джеффа Джонса и Ивана Рейса «Аквамен. Книга 1: Впадина» © «Азбука-Аттикус»

Начало, признаться, не самое вдохновляющее: Джефф Джонс довольно скуп и однообразен как автор, а Иван Рейс уж больно часто ошибается как художник. Возможно, они сделали всё, что могли, но всё же трудно согласиться с выведенной на обложку цитатой из американской прессы: «Гениально». Пока гениальностью тут даже не пахнет — но учитывая изначально непростую ситуацию с героем, дадим всё-таки этому циклу ещё пару шансов: бывает так, что вторая книга с лихвой исправляет недочёты первой.