Сингл Скотта Снайдера «Клетки» (крупно выведенное на обложке «Бэтмен в Аркхеме» – это не заголовок, а, скорее, лаконичное описание для привлечения внимания) – рассказ о ещё одной непростой ночи в жизни Тёмного рыцаря с отсылкой к малозначительному, казалось бы, случаю из Нулевого года. Проникнув тогда в Аркхем «в поисках сведений о банде Красного колпака, хозяйничающей в городе», Бэтмен и предположить не мог, что ненароком побеспокоит самую первую пациентку знаменитой готэмской лечебницы, – невольно нажив себе ещё одного заклятого врага…
Разворот комикса Скотта Снайдера «Бэтмен: Клетки»
На этот раз повествование ведётся от лица Эрика Бордера, новичка-санитара, переехавшего из Метрополиса с верой в то, что «безнадёжных нет, каждому можно помочь», «путь к спасению есть всегда», а его новое место работы вполне «может стать местом добра для Готэма. Маяком во мгле. Другом».
В первый же день дежурства ему случается повстречаться с «самым опасным человеком», когда-либо сюда попадавшим: Бэтмен «согласился протестировать новый корпус лечебницы Аркхем, построенный для наших особенных пациентов». Демонстрационный побег из крыла Тартар должен был, по задумке, показать, чего можно ожидать от тех неисправимых злодеев и психов, которых за последнее время здесь сильно прибавилось.
Решётка из вольфрамового сплава, реагирующие на давление плиты, обездвиживающая пена – всё это Бэтмена остановить не смогло. Уверенно двигаясь к воле, он комментирует свои действия, примеряя на себя возможные поступки нынешних обитателей соседних камер:
Харви Дент легко может запугать и подчинить себе охранника или санитара… Загадочник – перехитрить или что-нибудь выудить обманом. Таким заключённым нужна полная изоляция. {…} Мистер Фриз попытается разрушить всё, тогда как Бэйн предпочтёт поискать слабое место, изъян в структуре – какой-нибудь шов или заклёпку…Фрагмент иллюстрации из комикса Скотта Снайдера «Бэтмен: Клетки»
Однако кое-что тем вечером пошло не так. Всё портит та, про которую в Аркхеме давно, считай, позабыли. Сама же Анахоресса помнит ещё времена, когда супруги Кюри «получили Нобелевскую премию мира». Увлечение экспериментальной физикой привело к гибели её родителей, а саму девушку наделило даром «квантового туннелирования» – проще говоря, она может проходить сквозь стены. Но следуя за теми отшельниками, что «добровольно выбирали изгнание, устранялись от мира, чтобы посвятить свою жизнь раскаянию», она давным-давно спряталась в Аркхеме «от осуждения общества, называвшего меня убийцей и чудовищем».
Затянувшемуся излечению помешал, собственно, Бэтмен, своим появлением, как она полагает, осквернивший её убежище и отнявший у неё искупление. «Это – больница. А он превратил её в ад», – считает Анахоресса, говоря не столько о пациентах, сколько о местных узниках. «Если его не станет, я смогу исцелиться, – отчего-то уверена она, мечтая заковать врага в самой необычной и страшной изо всех возможных темниц. – Если его не станет, я наконец-то смогу искупить свои грехи».
Это навсегда, Брюс. Ты навеки пленник своих воспоминаний, своего разума. Навсегда. Ад – это другие. Ад – это повторение. Ад – для героев. Ад – это клетка.Разворот комикса Скотта Снайдера «Бэтмен: Клетки»
«Клетки» – очередной пример того, сколь много можно рассказать в столь малом. Примечания подсказывают, что сравнительно небольшой объём текста – сингл занимает всего сорок страниц – не помешал Скотту Снайдеру сделать в нём культурологические отсылки не только к греческой мифологии, но и к текстам Жан-Поля Сартра, Стивена Кинга, Эжена Ионеско, а также к истории США и науки. При этом по своей задумке сюжет насыщен нетривиальным действием – и из него вполне могла бы выйти весьма занятная короткометражка.
Конечно, этот «Бэтмен в Аркхеме» – не чета той «Лечебнице Аркхем», что была придумана некогда Грантом Моррисоном. Но для сравнения – очень даже любопытно.