Кино Литература

Комиксы: чёрный леопард заменил Хамфри Богарта

0 1116

Условные весы, на правой чаше которых — снисходительное представление о комиксах как о детском развлечении, а на другой — почтительное отношение к графическим романам как к специфическому «взрослому» жанру, вновь чуток склонились влево. На русском языке вышел первый том «Блэксэда» Хуана Диаса Каналеса и Хуанхо Гуарнидо — восхитительный оммаж литературному «крутому детективу» и нуару, киножанру, в середине прошлого века столь же популярному, как и вестерн, да и сейчас не утратившему своей ни с чем не сравнимой притягательности. Автору романа удалось поймать интонацию и соблюсти все давно установленные правила игры, а художнику — блестящими иллюстрациями воссоздать атмосферу минувшей эпохи.

1 Страница графического романа Хуана Диаса Каналеса и Хуанхо Гуарнидо «Блэксэд. Книга 1» © «Азбука-Аттикус» 2 Страница графического романа Хуана Диаса Каналеса и Хуанхо Гуарнидо «Блэксэд. Книга 1» © «Азбука-Аттикус» 3 Обложка графического романа Хуана Диаса Каналеса и Хуанхо Гуарнидо «Блэксэд. Книга 1» © «Азбука-Аттикус»

Книга содержит две повести — два дела, расследование которых ведёт Джон Блэксэд, частный детектив в длинном непромокаемом плаще. Сперва («Где-то среди теней») он ищет убийцу своей бывшей возлюбленной, знаменитой актрисы, в упор застреленной в собственной спальне. Схватившись за единственную ниточку (одновременно пропал ухажёр Натальи, сценарист Леон), Блэксэд постепенно добирается по ней до пункта назначения — чтобы не просто обличить преступника, но и расквитаться за причинённую тем сердечную боль:

Там, снаружи, скрывался подонок, виновный в двойном убийстве. Он убил не только её — он убил мои воспоминания. 4 Фрагмент страницы графического романа Хуана Диаса Каналеса и Хуанхо Гуарнидо «Блэксэд. Книга 1»

Во втором случае («Полярная нация») водоворот событий запускает исчезновение маленькой девочки, живущей в некогда элитном районе, в последнее время растерявшем свой былой лоск из-за целого ряда социальных сломов. Здесь герою предстоит столкнуться с процветающим и беззастенчиво декларируемым расизмом: «Близится день, когда мир вновь окажется в наших руках, в руках белой расы, которую Бог создал для того, чтобы управлять другими!..» — что и окажется в итоге ключом к зловещей разгадке.

Однажды я напишу мемуары. Мне есть о чём рассказать. Я был свидетелем и участником событий настолько невероятных, что все, конечно, примут их за бредни начинающего писаки — в мире просто не может быть такого количества зла… 5 Фрагмент страницы графического романа Хуана Диаса Каналеса и Хуанхо Гуарнидо «Блэксэд. Книга 1»

Характерные приметы нуара угадываются моментально: насмотренный читатель узнает жанр если не на первой, то уже на третьей странице. Лаконичный слог, сочно выписанные характеры, хлёсткие диалоги в сочетании с выверенными мизансценами и предельно точными ракурсами никак не дадут ошибиться. Комментарий к стычке: «Он испортил мой плащ. Не думаю, что в мире найдётся сыщик, который спустит такое на тормозах». Драка на кладбище: «Как описать этих типов?.. Представьте, что надгробия вдруг оторвались от могил и отправились на прогулку». Очередная угроза: «От тебя много грязи, а на снегу её видно особенно хорошо», — и спокойное философское размышление, не сбивающее с курса:

Да, в этом квартале моя физиономия и впрямь никому не по вкусу… Однако я намеревался и дальше светить ей на каждом углу — по крайней мере, пока не найду ребёнка. 6 Фрагмент страницы графического романа Хуана Диаса Каналеса и Хуанхо Гуарнидо «Блэксэд. Книга 1»

Но если всё-таки в душу закрались сомнения, их точно развеют примечания — обстоятельно рассказывающие не столько о самом романе, сколько об исчезнувшем мире, который авторы с такой любовной восторженностью воссоздают на этих страницах. И что забавно: примечания к примечаниям — приблизительно одного объёма, и всё легендарные имена да культовые названия: Хамфри Богарт, Лорен Бэколл, «Мальтийский сокол», «Двойная страховка»!.. При довольно небольшом объёме — весьма полноценный экскурс в историю жанра, поблагодарить за который следует, разумеется, особо.

7 Страница графического романа Хуана Диаса Каналеса и Хуанхо Гуарнидо «Блэксэд. Книга 1» © «Азбука-Аттикус» 8 Страница графического романа Хуана Диаса Каналеса и Хуанхо Гуарнидо «Блэксэд. Книга 1» © «Азбука-Аттикус» 9 Страница графического романа Хуана Диаса Каналеса и Хуанхо Гуарнидо «Блэксэд. Книга 1» © «Азбука-Аттикус»

Осталось упомянуть ещё один немаловажный момент — очевидный, впрочем, по приведённым выше иллюстрациям. Герои романа живут человеческой жизнью, но имеют (как бы тут помягче выразиться) … звериный облик. Сам Джон Блэксэд — чёрный леопард, комиссар Смирнов — волк, лейтенант полиции — лис, кинопродюсер — морж, репортёр — хорёк, президент США — орёл, костяк расистов составляют белые медведи, их противники — чёрный бык и вороной конь, среди других персонажей — горилла, игуана, мышка, крыса, бурый медведь, носорог, жаба, песец и даже пингвинчик. Но придуманы и нарисованы они так, что никаких «детских поддавков» тут нет и в помине: как люди, все они имеют чувства, у них так же текут кровь и слёзы, они также способны на подлость и предательство. Они — живые, и это — несомненное достоинство «Блэксэда».

10 Разворот графического романа Хуана Диаса Каналеса и Хуанхо Гуарнидо «Блэксэд. Книга 1»