Литература

Комиксы: Флэш поставил себя по ту сторону закона, времени и пространства

0 964
Попав под удар молнии и душ из химикатов, Барри Аллен, полицейский исследователь-криминалист, становится самым быстрым человеком на Земле. Энергетическое поле, названное им «Силой скорости», он поставил на службу справедливости и защите нашего мира.

«Только вперёд» — первая книга нового цикла про Флэша избегает заезженного штампа всех аналогичных серий: сюжет стартует с места в карьер, преображая Барри Аллена в супергероя уже на третьей странице повествования. Вся предыстория описана кратко и по существу, позволяя читателю самому додумать нужное, а персонажу — при необходимости покопаться в прошлом, дабы лучше понять себя настоящего.

1 Разворот графического романа Фрэнсиса Манапула и Брайана Буччеллато «Флэш. Книга 1: Только вперёд» © «Азбука-Аттикус»

Несмотря на то, что Флэш в прошлом году отметил 75-летие, в России он по-прежнему не так известен, любим и популярен, как его коллеги по Лиге Справедливости — хотя вот американцы и про него не столь давно запустили телесериал, добравшийся уже до середины второго сезона. Чтобы не нести отсебятины, воспользуемся статьёй, в которой Игорь Кислицын, автор примечаний к настоящему изданию, авторитетно определяет место героя в мире искусства:

Флэш является одним из знаковых персонажей как издательства DC, так и комикс-индустрии в целом; не только как основатель первой в истории супергеройской команды, пионер Серебряного Века и Мультивселенной, но и просто как яркий и харизматичный герой, любимец публики и кумир молодёжи.

И поверим, и проверим. Цитата из «The New York Times» на обложке обещает «визуальное наслаждение» — и это первое, с чем сразу и безусловно соглашаешься. Имея дело далеко уже не с первым графическим романом, изданным в России «Азбукой-Аттикус», отличия от прочих книг замечаешь моментально. Сверхбыстрота Флэша нашла визуальное воплощение в особом формате кадрирования, при котором одна страница вмещает в себя в десяток раз больше информации, чем в случае с Суперменом или Бэтменом.

2 Разворот графического романа Фрэнсиса Манапула и Брайана Буччеллато «Флэш. Книга 1: Только вперёд» © «Азбука-Аттикус»

Так лист, где герой вспоминает погибшего друга, отмечает ключевые моменты их отношений — и уже нет нужды в лишних объяснениях, вся теплота былой дружбы заключена в изображении. А когда Флэш осознаёт, что его мозг обрабатывает всю окружающую информацию одновременно, доказательством тому становится целая россыпь картинок, и там — как может легко показаться! — нашлось место даже запахам и не имеющим вербального аналога звукам: щебетание птички, скрежет строительного крана, аромат свежеиспеченного пирога!..

Виртуозная проработка сцены, в которой герой предотвращает ограбление ювелирного магазина, избежав человеческих жертв, позволяет сполна поверить словам, к которым в противном случае отношение было бы вяло-скептическим:

Я вижу всё, что вот-вот произойдёт. Могу предвидеть любое развитие событий. Сделать правильный выбор. Повлиять на происходящее. И никто ничего даже не заметит.

Вероятно, столь впечатляющий симбиоз слова и дела оказался возможен во многом благодаря тому, что автор книги Фрэнсис Манапул отвечал здесь не только за сценарий (сочинённый в содружестве с Брайаном Буччеллато), но и собственно за иллюстрации — и ему не пришлось долго разъяснять кому-то, что конкретно он задумал и как именно это должно выглядеть на бумаге. Хоть краешком глаза, но заглянуть на его «творческую кухню» позволяют черновики (схематичный и пробный), дополняющие том в качестве приятного бонуса.

3 Разворот графического романа Фрэнсиса Манапула и Брайана Буччеллато «Флэш. Книга 1: Только вперёд» © «Азбука-Аттикус» К чёрту все эти размышления. Всё предельно просто. Я должен бежать навстречу опасности. {…} Чего бы мне это ни стоило. Я не остановлюсь.

Но не одними картинками исчерпывается успех данного «Флэша» — история тут разработана тоже на славу. Герою предстоит придумать, что делать с многочисленными клонами обретшего способность к регенерации секретного агента ЦРУ («этакая помесь Бэтмена и Джеймса Бонда»). Сразиться с Капитаном Холодом, уготовившим Централ-сити невиданные разрушения, и с Турбиной, пилотом ВВС, семьдесят лет назад засосанным в поток времени. А также помочь каждому в двух огромных городах, отброшенных «в тёмные века» из-за электромагнитного импульса, выведшего из строя все электроприборы: снять плачущих детей с остановившейся карусели, запереть дверь в тигриной клетке, вытащить рабочих из падающего лифта, реанимировать пациента «скорой»… Ну и провести падающий самолёт сквозь железобетонный мост, успеть на бегу дать автограф мальчишке и понять, как в пустыне неподалёку оказался спроектированный в шестидесятых советский танк Т-63.

4 Разворот графического романа Фрэнсиса Манапула и Брайана Буччеллато «Флэш. Книга 1: Только вперёд» © «Азбука-Аттикус»

Однако помимо явных противников, готовых вступить с ним в открытый бой, Флэш наживает на свою душу и злостных наговорщиков — в том числе и в полицейской среде: «Суперспособность не даёт тебе права преступать закон. Он всего лишь очередной самовлюблённый липовый супергерой». Возникают проблемы и иного рода — и тут в облачка для реплик попадают такие термины как «нейробиология», «расширенное восприятие», «ментальные способности», «пространственно-временной барьер», «сенсорные нейроны» и «фемтосекунда». Разобраться в этом непросто, поэтому хорошо, когда под рукой всегда есть друг-учёный, способный разом всё расставить по полочкам.

— То есть мои силы рвут на части саму ткань времени и пространства?

— Каждый твой забег всё ближе подталкивает нас к общей катастрофе. Прости, Флэш, но Силу скорости надо уничтожить.

Завершается «Только вперёд» эффектным многоточием («Поглотив твой мозг, я сохраню твои воспоминания») — что заставляет ждать вторую книгу с особенным нетерпением.

5 Обложка графического романа Фрэнсиса Манапула и Брайана Буччеллато «Флэш. Книга 1: Только вперёд» © «Азбука-Аттикус»