Посреди белого дня на Бэтмена нападает … Чудо-Женщина! Бьёт при этом не в шутку, а всерьёз, недвусмысленно заявляя: «Лига Справедливости пришла совершить то, что уже давно следовало сделать, а именно… убить тебя!»
- Тсс, Брюс. Не сопротивляйся. Просто закрой глаза и покорись.
По счастью, Тёмный Рыцарь был готов к подобному повороту событий (вот где пригодилась его вечная мнительность) — и благодаря дорогостоящей броне сумел отразить не только эту атаку, но и следующие, одолев затем и Флэша, и Аквамена. Ответы на естественное недоумение «что происходит?» принесло явление Супермена — отравленного, как и все прочие, новым сильнодействующим токсином Джокера. И пусть Бэтмен находит управу на каждого из своих коллег, очевидно, что вражеская задумка заключалась не только в этом…
- Почти целую неделю мир будет без Лиги Справедливости. Если что-нибудь случится, если какой-нибудь маньяк…- Знаю, Альфред. Он запланировал нечто масштабное.
И действительно, совсем скоро «центр города уже погрузился в безумие», «всё летит в тартарары, причём со свистом», на улицах «просто адская жуть творится» — «и всё становится только хуже».
Разворот графического романа Скотта Снайдера и Грега Капулло «Бэтмен. Книга 6. Эндшпиль»
Как помогают вспомнить примечания, шахматный термин «эндшпиль» — это «не столько конец игры, сколько определённая ситуация перед финалом, когда большинство фигур — и ферзей в том числе — убрано с доски и начинается битва королей». «Именно эта стадия шахматной партии в наибольшей степени отражает ситуацию в Готэме», — отмечает издание, и с этой характеристикой можно как согласиться, так и поспорить.
С одной стороны, 32-летний Бэтмен вновь — и в который раз — сталкивается с Джокером, живущим, кажется, не одну сотню лет (такого рода сомнения появляются у прочих задействованных лиц). Но нынче эта битва происходит на фоне своего рода зомби-апокалипсиса — и на спасение Готэма у супергероя есть всего несколько часов. То есть, да — это та «битва королей», что выделяется даже при всём разнообразии подобного рода поединков.
В глубине своего извращённого сознания Джокер уверен, что служит Бэтмену. То есть именно благодаря ему, тем кошмарам, которые он насылает, Бэтмен становится сильнее. Джокер считает себя другом Бэтмена. По крайней мере, так было раньше. Но после нашей последней встречи, если я правильно понял смысл его нынешнего послания, правила игры изменились. Друзья превращаются во врагов.Разворот графического романа Скотта Снайдера и Грега Капулло «Бэтмен. Книга 6. Эндшпиль»
С другой стороны, участие в этой истории «джокернутых» членов Лиги Справедливости — пусть даже и быстро «убираемых с доски» — вносит некоторый элемент неожиданности: чаще всего Бэтмен разбирался со своим главным врагом самостоятельно (впрочем, одновременно с новой работой Снайдера вышла первая книга Тома Тэйлора «Injustice: Боги среди нас» — но она всё-таки, скажем так, из «параллельного мира»).
Более того. В ходе противостояния Бэтмен обращается здесь за помощью … к другим своим заядлым оппонентам: сперва — ко Двору Сов, позднее — к злодеям уровня Пингвина, Бэйна да Ядовитого Плюща. И хотя им уделяется совсем немного внимания, нельзя всё-таки сказать, что герой бьётся за мир и жизни гражданских в полном одиночестве.
К тому же ему теперь помогает не только Альфред, но и дочка верного дворецкого — Джулия Пенниуорт («Мальчики, уверяю, вы оба будете жить вечно», — обещает она и тому, и другому). Не ферзь, конечно, но и не пешка.
Это наш город. Он принадлежит нам всем. И мы должны отобрать его у Джокера — мы, все вместе. Иначе это конец. Для всех нас.Разворот графического романа Скотта Снайдера и Грега Капулло «Бэтмен. Книга 6. Эндшпиль»
Кстати, появившийся сейчас «Эндшпиль» — шестая книга эпопеи Снайдера и художника Грега Капулло — вступает в прямую связь с недавно вышедшим синглом «Клетки», описывающим недолгое пребывание Бэтмена в Аркхеме. Связь, быть может, не самая сильная и вовсе не принципиальная, но для лучшего понимания нового сюжета не лишним будет знать, кто такой есть Эрик Бордер — а именно в «Клетках» он является одним из главных героев.
Фрагмент иллюстрации графического романа Скотта Снайдера и Грега Капулло «Бэтмен. Книга 6. Эндшпиль»
Ощущение непреходящей смертельной опасности характерно, конечно, практически для любой книги как о Бэтмене, так и о прочих супергероях. Пусть порой мы и следим за «банальными» поисками маньяков, но в целом ставки всенепременно растут: больше мрачности, больше ада, больше безвыходных ситуаций.
«Ну, тогда всё кончено. Я серьёзно. Это конец. Теперь его ничто не остановит», — мы так часто слышали нечто подобное, что уже не готовы легковерно во всё это верить. Но на этот раз Скотт Снайдер с каждой страницей нагнетает и накаляет атмосферу до предельного, что есть мочи убеждая читателя: сегодня всё много страшнее, чем когда-либо.
И напоминая: «Мы знали, что история Бэтмена была и всегда будет трагедией. Брюс не позволил бы ей быть ничем иным».
Я не раз стоял на краю гибели. Дик, когда ещё был Робином, частенько шутил, что выходные у меня не задались, если хотя бы дважды не случилось остановки сердца. Просил меня передать от него привет той или иной давно почившей актрисе. «Ну что, передал? Неужели забыл? Ладно, подождём следующих выходных».